Альфред Гарриевич Шнитке Феномен Шнитке

Категория: Композиторы

Современная академическая музыка в подавляющей массе — явление, к которому тяготеют в основном эстеты, а потому это удел избранных. Причин тому несколько. Во-первых, она отгородилась от широкого слушателя малопонятным для непосвященных языком. Во-вторых, культивирует элитарные жанры и рафинированные чувства. В-третьих, развиваясь по своим внутренним и часто непонятным законам, требует все большей и большей интеллектуальной и эмоциональной отдачи публики.

Творчество наших современников упорно, но не всегда успешно борется за своего слушателя, вкусовые пристрастия которого базируются на академических образчиках. С другой стороны, ему противостоят новые жанры, рожденные ХХ веком (джаз, рок). Наконец, вездесущая попса также стремится вставить свои «пять копеек», паразитируя на всехи всяи предлагая потребителю «легкоусвояемый» музыкальный эрзац.

В сложившейся ситуации популярных современных композиторов, пишущих и академическую, и «легкую» музыку, — единицы. Чем же объясняется успех их творчества: гениальностью, чувством конъюнктуры или простым везением?

Эти мысли навеяны юбилеем одного из уникальных композиторов — Альфреда Шнитке. 24 ноября ему исполнилось бы70 лет.Этой дате был посвящен традиционный «музыкальный четверг» в посольстве Российской Федерации. Коротким вступительным словом его открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине Виктор Черномырдин. Молодые киевские музыканты — воспитанники Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского блестяще исполнили несколько сочинений выдающегося композитора.

В каталоге произведений Альфреда Гарриевича — 70 названий,не считая ранних сочинений и музыки для кино, которой он активно начал заниматься после 1972 года, когда был вынужден выйти из Союза композиторов. Шнитке написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе — «Ты и я», «Восхождение», «Комиссар», «Экипаж», «Сказка странствий», «Агония», «Спорт, спорт, спорт» и другим.

В 1980-х годах симфоническая музыка русского немца приобретает широкую международную известность, ее включаютв свой репертуар ведущие мировые исполнители — Гидеон Кремер, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Геннадий Рождественский. В российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке, считавшая его «ненастоящим» композитором, дутой знаменитостью, поднятой на щит падким на скандалы Западом.

В 1990 году Шнитке на год уехал работать в Берлин.Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге,и творческая командировка затянулась. А затемв его судьбу вмешались непредвиденные обстоятельства. В июне1994 года композитор перенес инсульт, и оказался практически полностью парализованным, после чего его вторым домом стала гамбургская клиника. Медики соорудили специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом.Так было создано последнее произведение — Девятая симфония, которая сразу после выхода в свет была отмечена международной премией «Глория».

Творчество Альфреда Гарриевича Шнитке, русского композитора, еврея по крови, предки которого в свое время переселились из Германиив Поволжье, творившего в условиях советской культуры, было во многом нежелательным в застойные времена. И, возможно, ореол запрещенности, окружавший его точно так же, как и имена Эдисона Денисова, Софии Губайдуллиной, Валентина Сильвестрова, Виталия Годзяцкого, стал еще одной составляющей популярности и востребованности его музыки в интеллектуальных кругах, жаждущих свободы и не приемлющих идеологического диктата. Феномен музыки Шнитке — в ее удивительном соответствии мироощущению современного человека уставшей, но живой культуры. В идеологической свободе и необъятности тематического диапазона.


Юрий ЧЕКАН
«Киевский ТелеграфЪ» 26 ноября —2 декабря2004