Александр Константинович Глазунов Биография Глазунова

Категория: Композиторы

Александр Константинович Глазунов — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922) Ученик Н. А.Римского-Корсакова (композиция) родился 10 августа (старый стиль) 1865 года. Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885–1903 годах ежегодно награждался Глинкинскими премиями.

С 1888 года выступал как дирижёр в России и за рубежом.С 1899 года профессор Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества,с конца1905 года директор консерватории. После революции 1917 года активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. С 1917 года ректор Петроградской консерватории. В 1928 году как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену.Из-за болезнине смог возвратиться на родину.

Умер 21 марта1936 годав Париже (в 1972 году прах Глазунова перевезён в Ленинград). Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929).

Глазунов — один из крупнейших русских композиторов конца 19 — начала 20 веков. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского,он соединилв творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов.

Произведения Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития). К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с оркестром (1904). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а такжев балетный жанр («Раймонда», 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.

Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовкек печати произведений М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917), ряд произведений русских и зарубежных композиторов.


Бельканто.ру —в мире оперы