Александр Тихонович Гречанинов Биография Гречанинова

Категория: Композиторы

Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) — русский композитор, живший после 1925 годаво Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 13 (25) октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у Танеева, Н. Д. Кашкина и В. И. Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классеРимского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, «Добрыня Никитич», была поставлена в московском Большом театре в 1903 году. Вторая, «Сестра Беатриса» (по Метерлинку) — в 1912 годув Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появленияна сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 году он уехализ Россиии обосновалсяв Париже.С 1939 года жил в США (получил американское гражданство в 1946 году). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера — «Женитьба» (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов,а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга «Моя жизнь». Умер Гречаниновв Нью-Йорке4 января1956 года.

Belcanto.ru
*************

Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября1864 годав Калугев семье мелкого торговца. Учился в Московской(1881–1890, у В. И. Сафонова,Аренского, С. И. Танеева)и Петербургской(1890–1893, у Н. А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школеТ. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. В начале своего творчества написал музыку к спектаклямМХАТа — «Царь Федор Иоаннович» (1898), «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а такжеоперу-былину «Добрыня Никитич» (1901, постановка 1903 года).

В конце 1900-х-начале 1910-х годов Гречанинов пережил увлечение модерном, что отразилось в его опере «Сестре Беатрисе» по Метерлинку (поставлена в 1912 в МосквеОперой С. Зимина),а такжев камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихиБодлера и русских поэтов-символистов. В 1910-х годах композитор пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хорас инструментами.Как известно, введение инструментов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службойи даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917–1918 годов.В дореволюционный период в этом жанре Гречаниновым созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я редакция — 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я редакцияс хором — 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинкуШаляпиным).

Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил «Похоронный март» памяти Н. Баумана),а потом Февральскую революцию (совместно с К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России»). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертами-лекциями, преподаванием и т. д.С помощью друзей ему удалось в 1922 году совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицейТ. Макухиной.В 1925 году Гречанинов покинул Россию. До 1939 года он жилв Париже, с 1940 года —в Нью-Йорке.

За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепианои пение(в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствамив СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929 года по предложению известной русской певицы Н. Кошиц.В зарубежный период Гречаниновым были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н. Гоголю(не редакция незаконченного одноименного сочинения Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение).

Наибольшую известность, особенно в США, принесла Гречанинову его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-1940-е годы им были созданы: монументальная Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа,4 малые мессы для хора с органом,6 мотетов для того жесостава — все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты; четвертая литургия для хора a cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франциии США;в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением С. Кусевицкого. Премьера одной из малыхмесс —в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в СШАи премьера Пятой симфонии под управлением Стоковского.

В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» — сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотетаи дажес формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 году возобновились прерванные во второй половине 1930-х годов связи Гречанинова с Россией:в том году под впечатлением побед Советской Армии он передалв Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе». Осенью 1944 годав Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Гречанинова были изданы в СССР, исполнялись по радио и т. д.В эти же годы композитор закончил и издална свои средства автобиографию — книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на русском языке).

Гречанинов скончался 4 января1956 годав Нью-Йорке.Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива —в Музее музыкальной культуры им. М. Глинки.


Соотечественники
По материалам: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь