Амбруаз Тома Биография Тома

Категория: Композиторы

Амбруаз Тома (Ambroise Thomas) (5.08.1811, Мец — 12.02.1896, Париж) — французский композитор. Сын учителя музыки. Окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Ф. Калькбреннера,П. Циммермана (фортепиано) и Лесюера (композиция). В 1832 году получил Римскую премию за кантату «Герман и Кетти». После трехлетнего пребывания в Риме Тома около года жил в Вене и в 1836 году возвратился в Париж, где посвятил себя сочинению опер. С 1837 года произведения Тома регулярно шли на парижской сцене. Его первой оперой была одноактная «Двойная лестница» по комедии Э. Скриба (пост. 1837). Сюжет следующей оперы Тома «Парикмахер регентства» (пост. 1838) был связан с русской историей (действие оперы происходит в России в 18 веке). Первые 8 опер Тома прошли с посредственным успехом. Но его две последующие комические оперы — «Кади» из восточной жизни (пост. 1849) и «Сон в летнюю ночь» по комедии Шекспира (пост. 1850) — сделали имя композитора широкоизвестным не тольково Франции, но и далеко за ее пределами.В 1851 году Тома был избран членом Института Франции, а в следующем году был приглашен профессором композиции Парижской консерватории (в числе его учеников —Жюль Массне); с 1871 года — директор консерватории.

Амбруаз Тома продолжает писать комические оперы в традициях французской оперной школы того времени. В 1859 году в Парижес небывалым успехом была поставлена опера Гуно «Фауст». Под впечатлением этого спектакля Тома, обратившись также к гётевскому произведению «Годы учения Вильгельма Мейстера», создал лирическую оперу «Миньон» (пост. 1866). Парижане восторженно приняли спектакль, и вскоре «Миньон» утвердилась в репертуаре многих оперных театров мира. Наряду с «Фаустом» эта опера выдерживает наибольшее количество представлений в Париже. Успешно прошла и постановка следующей оперы Тома «Гамлет» (1868).

После смерти Амбруаза Тома его произведения все реже исполняются; сейчас лишь одна «Миньон» идет на некоторых сценах. Неглубокий талант Тома, последователя творца французской лирической оперы Ш. Гуно, явно не соответствовал сюжетам Шекспира, Гёте, Данте, в которых композитора интересовали лишь любовные переживания героев. Характерны для Тома и счастливые развязки его опер «Миньон», «Гамлет» и др.К достоинствам музыки Тома можно отнести ее мелодичность, элегантность в чисто французском стиле, прозрачную и вместес тем изящную оркестровку.


М. Ю. Миркин.