Арнольд Шнберг Биография Шнберга

Категория: Композиторы

Арнольд Шёнберг (Schonberg) — австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной «серьезной» музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностьюзвучания,— оно известно под названиями «атональной» или «12-тоновой» музыки (применяются также термины «додекафония» и «серийная техника»). Шёнберг родился 13 сентября1874 годав Вене.До 1925 года жил в основномв Вене.В 1925 году стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлинеи работал там до 1933 года. Покинув Германию, он переехалв США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года —в университете Южной Калифорнии, с 1936 года —в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.Умер Шёнбергв Брентвуде (штат Калифорния) 13 июля1951 года. Шёнберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т. н. «новую венскую школу»), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг,Э. Кшенек,Э. Веллес и Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 году («Harmonielehre»), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармониис точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.

Истоки музыки Шёнберга —в позднеромантическом искусстве Вагнера, Брукнера, Штрауса и Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, «Песен Гурре», для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений,и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет «Просветленная ночь», ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с Брамсом.

Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1–10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в нихвсе же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т. е.не делаетни одиниз них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется «рядом», или «серией». Для каждой композиции обычно избирается один «ряд», он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций,но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного «ряда».

Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых выше,— симфоническая поэма для оркестра «Пеллеас и Мелизанда», ор. 5; «Камерная симфония», ор. 9; «Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге „Книга висячих садов“», ор. 15; одноактная опера «Счастливая рука», ор. 18; «Шесть маленьких фортепианных пьес», op. 19; «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire») — двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; «Пять фортепианных пьес», ор. 23; «Фортепианная сюита», ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; «Музыкальное сопровождение к киносцене», ор. 34; «Ода Наполеону» для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.


Belcanto.Ru —в мире оперы