Дмитрий Степанович Бортнянский Биография Бортнянского

Категория: Композиторы

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825), русский композитор. Родился в Глухове на Украине в 1751 году. Ребенком был отобран в Придворную певческую капеллу и увезен в Петербург. Пел в хоре капеллы, участвовал в придворных концертах и оперных представлениях. Изучал теорию музыки и композицию у итальянского композитора Бальдассаре Галуппи, работавшего тогда при российском дворе. С 1769 года в течение десятилетия жил за границей, преимущественно в Италии. В Венеции и Модене были поставлены оперы Бортнянского «Креонт», «Квинт Фабий», «Алкид»; тогда же им были созданы хоровые сочинения на католические и протестантские религиозные тексты. По возвращении в Россию был назначен придворным капельмейстером, с 1796 года — управляющим Придворной певческой капеллой. Работал при «малом дворе» наследника Павла Петровича, для его любительских спектаклей в Павловске написаны три оперы на французские тексты — «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787). Тогда же были сочинены клавирные сонаты и ансамбли, ряд романсов на французские тексты. После назначения управляющим Бортнянский работал исключительно в жанрах православной духовной музыки. Одновременно с деятельностью в капелле преподавал в Смольном институте благородных девиц, участвовал в работе Петербургского филармонического общества. Был весьма просвещенным человеком, другом Державина, Хераскова, Жуковского, почетным членом Академии художеств, собрал значительную библиотеку и коллекцию живописи. Умер Бортнянский в Петербурге 28 сентября (10 октября) 1825 года.

Как глава капеллы и автор духовных композиций Бортнянский оказал заметное воздействие на церковное пение в России 19 века. При Бортнянском исполнительское мастерство придворного хора достигло больших высот, а положение и образование певчих значительно улучшились. Бортнянский первым получил по императорскому указу право цензуры на исполнение и публикацию новых духовно-музыкальных произведений (это право капеллы было отменено только в 1880-е годы).

Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений (в том числе двухорных), около полусотни духовных концертов, литургию, трио, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего 19 века; такие произведения, как «Херувимская песнь № 7», великопостное трио «Да исправится молитва моя», ирмосы канона св. Андрея Критского «Помощник и покровитель», рождественские и пасхальные концерты, звучат в русских храмах и по сей день. Стиль Бортнянского ориентирован на классицизм (с элементами сентиментализма), в духовной музыке это сочетается с глубоким знанием традиционного обиходного пения, с использованием песенных интонаций, русских и украинских. Бортнянский создал новый тип духовного хорового концерта (помещавшегося в литургии на месте запричастного стиха — киноника), в котором далее работали и другие авторы. Бортнянскому приписывается авторство (или по крайней мере — покровительство) замечательного памятника — «Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения», который, хотя и не был своевременно опубликован, но стал важной вехой в поисках основ русского духовно-музыкального творчества.

Энциклопедия «Кругосвет»