Джакомо Пуччини Биография Пуччини

Категория: Композиторы

Джакомо Пуччини (22.12.1858 —29.11.1924) — итальянский композитор. Сын композитора.С раннего детства учился игре на органеи фортепьяно.14 лет поступил в музыкальную школу, где занимался у К. Анджелони; одновременно служил церковным органистом. В 1875 году Пуччини пешком добрался с товарищамидо Пизы, где ставили «Аиду» Джузеппе Верди. Под впечатлением этого спектакля Пуччини принял решение стать оперным композитором. В 1880 году он поступилв Миланскую консерваторию, где его педагогами были А. Баццини и Амилькаре Понкьелли. Среди друзей Пуччини —Пьетро Масканьи, будущий автор «Сельской чести». В 1883–1884 годах Пуччини написал первую оперу «Виллисы» по старогерманской легенде, которая послужила ранее сюжетом балета французского композитора Шарля Адана «Жизель»; благодаря покровительству Арриго Бойто опера Пуччини была поставлена в Милане в 1884 годуи имела успех. Клавир оперы напечатал итальянский музыкальный издатель Рикорди, предложивший Пуччини написать новую оперу. Вторая опера Пуччини «Эдгар» (пост. 1889, по драме Альфреда де Мюссе «Чаша и уста») имела меньший успех.

Заметный шаг к достижению собственного стиля Пуччини сделал в следующей опере «Манон Леско» (пост. 1893, Турин) по роману Л. Прево,с которой началась известность композитора. После постановки оперы «Богема» (1896, там же) по роману А. Мюрже Пуччини приобретает всемирную славу, которая еще больше возросла с появлением опер «Тоска» (пост. 1900, Рим) и «Мадам Баттерфляй» (1904; там же). Эти три оперы пользуются до настоящего времени популярностью во всем мире. Пуччини занял свое место в итальянской музыке как продолжатель Верди и крупнейший оперный композитор Италии последовавшего периода.

В историю мировой музыки Пуччини вошел как яркий представитель веризма — художественного направления, сложившегося в последние десятилетия 19 векав итальянской литературе. Для «музыкального веризма» характерны отображение душевного мира простых, ничем не примечательных людей в сочетаниис любовьюк напряженным, драматическим ситуациям, быстрому, динамичному развертыванию сюжета, повышенному эмоциональному тонусу. Сюжеты брались не толькоиз итальянской жизни, проявлялся интерес к экзотике дальних стран. Веристы вслед за Верди (периода «Отелло» и «Фальстафа») приняли свободно развертывающееся непрерывное развитие оперного действия, без деления на четко разграниченные номера.

Пуччини проявял большой интерес к музыке своих современников, хорошо знал выдающиеся произведения новых авторов, возбудившие внимание к себев первой четверти 20 века. Например, опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» оказала на Пуччини сильное воздействие, заметное в гармоническихи оркестровых приемах его опер, начиная с «Девушки с Запада» (пост. 1910, Нью-Йорк).В «Турандот» заметны даже и более новые тенденции, появившиеся, быть может, под впечатлением музыки Стравинского. Если сочетание веризма с некоторыми приемами Вагнера и Дебюсси создавало, например в «Девушке с Запада», достаточно гармоничное целое, то в поздних операх Пуччини нельзя не заметить некоторой стилистической пестроты.

«Есть три основных закона у театра: заинтересовать, поразить и растрогать,— говорил Пуччини.— Я старался, как умел, нравиться широким массам». При этомон подчеркивал свою приверженность к сюжетамне героическим или взятым из прославленных произведений мировой классики, а к простым историям о «маленьких людях».

Манон Леско, бедная цветочница Мими, трогательная Чио-Чио-Сан открыли в творчестве Пуччини галерею характерных женских образов. Его героини — простые и скромные женщины, способные любить искренне и горячо, идущие на гибель ради тех, кого они любят. В опере «Тоска» Пуччини поднимает эту линию своего оперного творчества до уровня социального обобщения.

Страстная эмоциональность стиля Пуччини иногда переходит в излишнюю нервную взвинченность, натурализм; Пуччини не чуждаетсяи мелодраматических премов. И все-таки композитор был во всем предельно искренен, сам бывал глубоко увлечен ситуацией, переживая ее вместес героями.Он плакал, закончив сцену смерти Мими в «Богеме».

В операх Пуччини удачны и эпизоды комического характера (например, сцена в кафена бульвареи др. в «Богеме»). Целиком к жанру комедии относится «Джанни Скикки» (пост. 1918, Нью-Йорк), сюжетом для которой послужила одна из новелл «Декамерона» Боккаччо. Много сатирически-гротескового и в «китайской» опере «Турандот», в основу которой положена старинная легенда, переработанная Карло Гоцци в одноименную комедию (опера закончена Ф. Альфано; пост. 1926, Милан).

Произведения Пуччини оказали значительное влияние на последующее развитие оперной музыки, особенно в Италии. Близость к стилю Пуччини ощущается и в итальянской симфонической музыке, например в поэмахОтторино Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима». Мимо творчества Пуччини не прошлии композиторы других стран, например Джордж Гершвин («Порги и Бесс»), Дж. К. Меноттии др.


Ю. Г. Крейн.