Эдуард Францевич Направник Биография Направника

Категория: Композиторы

С именем Эдуарда Францевича Направника (1839 —1916) — одного из крупнейших оперных и симфонических дирижеров XIX века, талантливого музыкально-общественного деятеля, незаурядного композитора — связаны славные страницы расцвета русской культуры XIX-началаXX столетий.За полвека работы в Мариинском оперном театре Петербурга он подготовил свыше ста опер и продирижировал ими, под его руководством было осуществлено около восьмидесяти премьер, из которых более половины составляли произведения русских авторов, в том числе Даргомыжского, Серова, Рубинштейна, Мусоргского, пять опер Ц. А. Кюи,семь —Римского-Корсакова и все оперы Чайковского. Благодаря неустанной, самозабвенной и исключительно целенаправленной работе Направника исполнительский коллектив русской оперы достиг небывалых высот и театр по праву стал гордостью отечественной культуры.

Чех по национальности, Направник в 1861 году приехал в Петербург, по его словам, «из-за симпатиик славянами особеннок России, как у всех чехов». Сын сельского учителя и регента хора, двадцатидвухлетний музыкант к тому времени уже был опытным органистом, получившим в Пражской консерватории разностороннее музыкальное образование. Отличительной чертой талантливого музыканта была неутомимость в познании нового, постоянное стремление к самосовершенствованию. Так, заняв по приезде пост капельмейстера в оркестреН. Б. Юсупова, Направник, никогда не порывавший связей с родиной, быстро осваивает русский язык, активно знакомится с музыкальной культурой русской столицы и даже принимает участие в камерных вечерах как пианист.

Подлинный же масштаб его дарования раскрылся в петербургском Мариинском оперном театре, куда он был приглашен в 1863 годуи где проработал более полувека. Направник неожиданно для себя оказался в центре обостренной идейно-художественной борьбы за национально-демократические идеалы, народность, реализм в искусстве. Восприняв актуальные задачи, стоявшие перед музыкальной культурой, и в частности перед ним как капельмейстером оперы, Направник стремился поддерживать русское национальное искусство. Так, уже за первое десятилетие своей работы он поставил четырнадцать русских новых опер: «Вражья сила», «Каменный гость», «Псковитянка», «Борис Годунов», «Опричник», «Демон», «Кузнец Вакула» и другие.С глубоким уважением дирижер относился к операмГлинки. Напомним, что именно Направник заложил реалистические и глубоко демократические традиции исполнения оперы «Иван Сусанин» (продирижировав ею свыше пятисот раз), а в 1871 году возобновил, раскрыв все купюры, оперу «Руслан и Людмила», постановка которой, по словам Стасова, «самая замечательная, самая талантливая и вернаяиз всех, какие только у нас бывали», «осталась… законом и указанием для всех последующих».

Добавим, что с 1864 года Направник параллельно выступал и как симфонический дирижер, а в 1869–1881 годах руководил симфоническими концертами Русского музыкального общества. И в опере, и на концертной эстраде его исполнение произведений крупнейших русских композиторов, независимо от личных симпатий, на протяжении всей дирижерской деятельности отличалось глубиной интерпретации, точностью воспроизведения музыкального замысла.

«Это был неутомимый труженик,— писал известный русский театральный деятель В. А. Теляковский,— отличный музыкант, прекрасный, справедливый и добрый человек, близко принимавший к сердцу все, что касалось русской оперы». Введя строгую творческую дисциплину, Направник стал для музыкантов наставником, репетитором, педагогом, требуя ревностного служения искусству. Деятельность дирижера, однако, протекала в нелегких условиях: произвол императорской конторы, бездушие чиновников, косность и невежество Комитета капельмейстеров, далеких от русской культуры, ориентированные на Запад вкусы двора — вот атмосфера, окружавшая Направника, ставшего главным капельмейстером оперы в 1869 году.И надо отдать должное, дирижер с честью выдержал все испытания и проявил себя как выдающийся организатор, подлинный руководитель музыкальной части театра, добился исключительно высокого уровня исполнения, восхищавшего многих выдающихся дирижеров мира (Ф. Мотля,А. Никишаи других), приезжавших на гастролив Петербургскую оперу.

Но не всев русской музыке было Направнику одинаково близко, не всегдаон был объективен. Его суждениямоб искусстве иногда была присуща некоторая двойственность, вызванная с одной стороны, официальным положением главного капельмейстера столичного императорского театра, с другой — противоречиями века, борьбой нового со старым. Нельзя не отметитьи определенного консерватизма художественно-эстетических взглядов дирижера, что мешало ему понять и по достоинству оценить новаторство и развитие композиторами «Могучей кучки» художественных принципов М. И. Глинки. Значительно ближе Направнику было оперное творчество и музыкально-эстетические взгляды П. И. Чайковского. Тяжело переживая кончину композитора, своего близкого друга, в концерте, посвященном памяти Чайковского, дирижер гениально исполнил его Шестую симфонию, заложив основы традиций ее современной интерпретации.

Много сделал Направник для популяризации в России чешской музыки, а также шедевров итальянской, французской и немецкой школ, в частности опер Вагнера.

Обширное и разнообразное по жанрам композиторское наследие Направника заняло определенное место в панораме музыкальной культуры XIX века. Мелодичное, но лишенное самобытности, оно укладывалось в русло художественно-эстетических традиций времени. Вместе с тем беспорным творческим достижением Направника явилась опера «Дубровский», созданная на сюжет повести Пушкина в 1894 году и до сих пор пользующаяся популярностью на оперных сценах мира.

«Вся русская музыка,— писал Г. А. Ларош,— прошла под его жезлом и, мало-помалу налагая свою печать на его дирижирование, в конце концов сделала и его самого истинно русским художником». Постоянные усилия Направника по пропаганде русской оперы увенчались не только процветанием главного русского театра страны, но и воспитанием нескольких поколений публики, ценящей и любящей русское оперное искусство".


В. Руденко.
«Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1989», М., «Музыка», 1988.