Эрик Сати Биография Сати

Категория: Композиторы

Эрик Сати (17.05.1866 —01.07.1925) — французский композитор. В 1883 году поступил в Парижскую консерваторию по классу А. Гильмана (орган), но через год бросил занятия. Некоторое время работал пианистом в кабарена Монмартре. Занимаясь самостоятельно композицией, начал писать фортепьянные пьесы, а также музыку к театральным постановкам. Лишь в 40-летнем возрасте Сати решает серьезно заняться композицией и поступает в «Схола канторум», где его учителями были В. д'Энди и А. Руссель.

Благодаря оригинальному и независимому художественному мышлению Сати объединил вокруг себя ряд молодых музыкантов, сочувствовавших антивагнеровскому течению во французском искусстве. В 1920-е годы Сати стал идейным вдохновителем группы «Шести», оказав сильное влияние на формирование творческих и эстетических взглядов многих французских композиторов первой четверти 20 века.

Произведения Сати изобилуют острыми гармониями, отличаются оригинальной ритмикой, необычной формой. Дух гротескаи злой иронии подсказывал Сати эксцентрические названия многих своих пьес для фортепьяно: «Сушеные эмбрионы», «Три пьесы в форме груши», «Вяленые пьесы», «Автоматические описания», «Вечные и мгновенные часы», «Холодные пьесы» и мн. др. К наиболее известным произведениям Сати относятся фортепьянные пьесы «Гимнопедии» (1888; оркестрованы Дебюсси). Дягилев заказал Сати для своей труппы балет «Парад» (в создании балета принимали участие Ж. Кокто, Мясин и Пикассо), в партитуру которого композитор ввел паровозные гудки, пишущие машинки и др.


М. Ю. Миркин.