Евгений Дмитриевич Дога Биография Доги

Категория: Композиторы

Евгений Дмитриевич ДОГА. Народный артист СССР, народный артист Молдовы, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств Молдовы, действительный член Академии наук Молдовы.

Родился 1 марта1937 года(в начале всенародного обрядового праздника «Мэрцишор») в селе Мокра Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной части Молдавии. Отец – Дога Дмитрий Федорович (1906 г. рожд.). Мать – Дога Елизавета Никифоровна (1915 г. рожд.). Супруга – Дога Наталья Павловна (1939 г. рожд.), инженер. Дочь – Дога Виорика Евгеньевна (1966 г. рожд.).

Родное село расположено в низине, посреди которой протекает маленькая безымянная речушка, а за холмом – знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и другой растительностью, которая осталась живой и восхитительной памятью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с живой природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщатьк себе все живое и разумное.А собственно, что такое разум?! Не есть ли это сама природа неразгаданная и манительная.

Слово «doga» по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Маленький Женя любил ходить со сверстникамии собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.

Запомнился и приехавшийоткуда-то оркестр народной музыки тараф, а также симфонический оркестр из Кишинева.С ним был казус. Сцена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Этот большой симфонический оркестр частично расположился на сцене.Но большая его часть, в том числе огромные скрипки, – на улице. Потом Женя узнал, что это были вовсе не скрипки,а контрабасы.Они что-то долго играли, и кто-то впереди им все время угрожал палочкой. Было очень интересно, как можно было так долго играть, и чтобы никто не танцевал. Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-тоиз другого мира. Этот «другой» мир пришлось через некоторое время открыть для себя заново и только что окончившему сельскую семилетку Жене.

Учился вначале в музыкальном училище в Кишиневена виолончели (1951–1955), потом в консерватории (1955–1960, 1960–1965).

Тайком что-то придумывал и записывалв нотную тетрадь. А однаждына репетиции оркестра Молдавского радио, где параллельно с учебой работал Евгений (1957–1962), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П. И. Бачинин(в прошлом – Pablo Baccini – итальянец, ставший впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню. Когда та заявила, что у нее больше ничего нет, виолончелист Евгений вдруг сказал, что у него есть песня. Дирижер даже не удивилсяи очень тактично согласился принять завтра ее в программу.Это был первый выход из «подполья» и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу. А далее уже трудно было определить, чему больше уделяет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. Партитуры особенно занимали его. Он оркестровывалА. Хачатуряна, Д. Шостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов – молодому автору выпала огромная часть оркестровочной и обработочной работы. Это была прекрасная школа оркестрового письма в сочетаниис изучением теоретических трудов в новой для него сфере музыкального творчества.

Карьере музыканта помешала беда – паралич левой руки, – и уж тогда Евгений Дога окончательно решил профессионально заняться композицией. И вот снова 1-й курс консерватории. Проходит еще 5 лет консерваторского обучения у профессораС. Лобеля. Кроме собственно сочинения и изучения теории музыки он прошел полный курс симфонического дирижирования. А вотс вокалом все было очень лаконично: сорок минут занятий и вердикт – природное безголосие.

В 1963 годуон пишет свой первый струнный квартет, потом с интерваломв десять лет второй, третий, четвертый, пятый. Композитор собирался написать десять квартетов и пригласить всех на премьеру десятого. Однако после окончания обучения дипломированный композитор решил музыку больше не писать: писать так, как учили, не захотелось,а как хотелось, не умел,и два года понадобилось для того, чтобы, поискав себя в себе, можно было снова писать музыку, но уже совсем другую, ту, которую знают и почитают поныне. В период молчания появилось новое увлечение – теорией музыки, следствием чего явился учебник для студентов, которым Е. Д. Дога преподавал, выдержавший уже два издания.

Вернули его к композициии определиливо многом путь композитора встречи с Эмилем Лотяну, Георге Водэ, Ионом Унгуряну. Он опять, уже в новом качестве, обратился к истокам народного мелоса, к основополагающей музыки – мелодии. До этого пришлось испробовать и додекафонию,и другие современные конструктивистские направления, которые явно не пришлись ему по душе. Его привлекала музыка, способная собрать много слушателей, и котораябыла бы,в тоже время, серьезной и разной по жанру. Евгений говорил, что это утопическая идея, но отступатьне стал. Самые большие концертные залы: Дворец съездов, ГЦКЗ «Россия», Колонный зал Дома союзов в Москве, зал «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, дворец «Украина» в Киеве, дворец «National» в Кишиневе, Дворец имени Ленина в Ташкенте, залы в Минске, Новосибирске, Саратове, многие другие престижные концертные эстрады с большим количеством прекрасных певцов и музыкантов всегда были переполнены во время его концертов. А совсем недавно во время авторского концерта в Киноцентрена Красной Пресне в Москве при переполненном зале даже директора пришлось попросить освободить место. А десятка три человек, не сумевших приобрести билеты, согласились все два отделения слушать, стоя вдоль стен.

Песня «Мой белый город», написанная в конце1971 годана стихиВ. Лазарева,на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора наряду с уже известным оркестровым циклом «Ритмы города». Прочный успех пришел с экрана, особенно после фильмов Эмиля Лотяну «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» вот уже более двадцати лет исполняется везде, где только можно, даже в переходах метро или во дворцах бракосочетания.

Евгений Дмитриевич много лет сотрудничает с режиссерами:С. Самсоновым,Г. Натансоном,А. Панкратовым,А. Муратовым,А. Суриным,А. Прошкиным,В. Туровым,В. Дербеневым,В. Криштофовичем,В. Мустафаевыми др. Евгений Дога сочинил музыку к более чем 200 фильмам,в том числе «Джамиля» (1954), «Нужен привратник» (1969), «Лаутары» (1973), «Дом для Серафима» (1973), «Табор уходит в небо» (1976), «Стажер» (1977), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Я хочу петь» (1980), «Весенняя Олимпиада» (1980), «Мария, Мирабелла» (1982), «Портрет жены художника» (1982), «Восьмое чудо света» (1982), «Анна Павлова» (1983), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984), «Танцплощадка» (1985), «Казино» (1992), «Господа артисты» (1992), «На муромской дорожке» (1993), «Черный лист» (1993), «Бульварный роман» (1995), «Грешные апостолы любви» (1995), «Черная вуаль» (1995), «Искушение» (1996). Классикой стала музыка к фильму Иона Понеску-Гопо «Мария, Мирабелла».

Наряду с музыкойк кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, для радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом «Этот фантастический мир» по страницам произведений писателей-фантастов Р. Брэдбери,А. Толстого,Н. Хикметаи др. Значительным событием в жизниЕ. Доги стало написание музыки к открытиюи закрытию «Олимпиады-80» в Москве,а также своего первого балета «Luciafarul» в 1982 году,за который ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1991 году на Международном фестивале музыкальных фильмов в Брно композитор был удостоен Гран-приза значительный вклад в киномузыку.

Первая симфония композитора не нашла своего продолжения, ибо популярный песенник и кинокомпозиторне вписывалсяв когорту «серьезных» мэтров, хотя написанные им симфония (1969), балеты «Luciafarul» и «Venanciа» (1963, 1973), пять струнных квартетов (1983, 1993, 2004), кантаты «Белая радуга» (на стихиЭ. Лотяну), «Весна человечества» (на стихиА. Стрымбяну), «Человеческий голос» (на стихиР. Рождественского), «Сердце века» (на стихиИ. Подоляну), два реквиема (1969 – без слов, 1994 –на стихи А. Пушкина), две симфонические увертюры, девять хоров а capellaна стихиЕ. Букова, два хора а capellaи восемь романсов на стихиМ. Еминеску, три тетради «Песни и романсы»на стихи поэтов серебряного века, несколько пьес для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составляют солидный баланс «несерьезным» жанрам.

Он написал несколько сотен песен на стихи современных и классических авторов, среди которых: «Мне приснился шум дождя» на стихиВ. Лазарева, «Мария, Мирабелла» на стихиГ. Виеру, «Пришла любовь» на стихиВ. Лазарева, «Все начинается с любви»на стихиА. Дементьева. Часть из них издана в 9 сборниках.Из нескольких десятков песен для детей на стихиГ. Виеру,Н. Стожковой,А. Толстого изданы единицы, остальные звучат только в кинофильмах, таких как «Мария, Мирабелла», с концертной эстрады или в детских коллективах. Для детского исполнителя композитор написал множество инструментальных пьес, среди которых «Скрипунэлла», «Джой», «Вдвоем», «Сонет» и др.

В 1962–1963 годах Евгений Дога преподавал в однойиз кишиневских музыкальных школ, а в 1963–1967 годах – теорию музыки в кишиневском музыкальном училище. Вот уже несколько лет у себя дома в Крылатском, где находится его московская квартира, он собирает детишек 6–7 лет в ансамбль «Крылатские козявки». Они выступалив детских передачах по телевидению, в Колонном зале, Доме журналистов, Доме композиторов…

С 1971 года и по сей день Е. Дога – в свободном полете… Он стараетсяи сейчас сохранить для своего творчества хоть часть того огромного, когда-то духовного пространства, сотрудничая со многими художниками разных стран.

Евгений Дмитриевич Дога – обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист СССР (1987), народный артист Молдовы (1984), заслуженный деятель искусств Молдовы (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета «Лучафэрул» и музыку кино (1984), премии «Овация» (2001), обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов «Брно-91» за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии – ордена «Звезда Румынии» в степени командора (2004), ордена «Меценат столетия» (2003), золотой медали «Человек-2000» (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004).

Действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдовы (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975). В 1967–1972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдовы. С 1987 по 1991 год – член комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдовы, два – в Верховном Совете СССР. Будучи заместителем председателя Комиссии по культуре, участвовал в разработке Закона «Об интеллектуальной собственности», который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.

В свободное время Евгений Дмитриевич любит мастерить – от детекторных радиоприемников до конструирования жилого дома. Может на самодельной мандолине из решетки сыграть на свадьбе.

Живет и работаетв Москвеи Кишиневе.


Международный Объединенный Биографический Центр 2006