Ференц Лист Ференц Лист композитор дирижер пианист

Категория: Композиторы

Ференц Лист (Liszt) (22.10.1811, Доборьян, Венгрия — 31.7.1886, Байрёйт) — венгерский композитор, пианист и дирижер. Первым учителем Листа был отец —музыкант-любитель, служивший смотрителем овчарни у князя Эстергази. Уже 9 лет Лист начал выступать публично. Несколько венгерских магнатов, восхищенных талантом мальчика, решили оказать ему материальную поддержку. Отец оставил службу и вместес семьей переехал в Вену. Здесь Лист полтора года обучался игре на фортепиано у Карла Черни и композиции у Антонио Сальери. Осенью 1823 года после триумфальных концертов на родине —в Пеште Лист переселился в Париж, где брал уроки по композиции у Ф. Паэра и А. Рейха. Выступая как пианист во многих городах Франции и Англии, Лист повсюду встречал восторженный прием. Не прошли незамеченными и его ранние творческие опыты —12 этюдов для фортепиано, впоследствии переработанные в «Этюды трансцендентного исполнения», «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.,а также одноактная опера «Дон Санчо, или Замок любви» (пост. 1825, Париж). В 1827 году у Листа неожиданно умер отец. Совсем юным начал Лист самостоятельную жизнь, добывая средства к существованию выступлениями и уроками музыки. Горькое разочарование в буржуазном обществе, в собственной карьере, наконец, неудачная любовь привели Листа к глубокой апатии. С энтузиазмом встретил Лист июльскую революцию 1830 года; по меткому выражению матери, «пушки излечили его». В Париже Лист встречался с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, Бальзаком, Гейне, Делакруа, сблизился с Берлиозом, Паганини и Шопеном. Лист много путешествовал по Швейцарии и Италии.Годы странствий оказались весьма плодотворными: Лист много сочинял, преподавал (в т. ч.в только что открывшейся Женевской консерватории) и в то же время совершенствовал свою технику игры на фортепиано. Периодически Лист посещал Париж, где давал концерты, преимущественно из сочиненийБетховена и Шуберта. Новые впечатления породили обилие творческих замыслов: Лист создал ряд оригинальных сочинений в т. ч. «Альбом путешественника» (1835, серия музыкальных зарисовок, составивших впоследствии —в переработанномвиде — фортепианный цикл «Годы странствий»). «Поэтические и религиозные гармонии» (1-я ред. 1834), фантазия-соната «По прочтении Данте» (1837; 2-я ред. 1849), «Большие этюды», (1848), «Три сонета Петрарки» (1-я ред.), «Пляска смерти» (1839-49) и др. Одновременно Лист работал над переложениями для фортепиано различных инструментальных и вокальных произведений (еще в Парижеон переложил «Фантастическую симфонию» Берлиоза и каприсы Паганини). С 1838 года Лист непрерывно концертировал, объездил почти все европейские страны. Трижды побывал в России (1842, 1843, 1847) —в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Елисаветграде (ныне Кировоград; здесь в сентябре1847 года состоялся последний его концерт). Отказавшись от концертной деятельности, Лист принял приглашение на пост придворного дирижера в Веймаре.В веймарский период (1848-1861) Лист создал самые значительные произведения: сонату си минор, 2 фортепианных концерта (1849–1856, 1848-1861), «Три концертных этюда» для фортепиано, фортепианные концерты и др.В этот период он выступали как публицист, отстаивая прогрессивные начинания в искусстве, разъясняя основные идеи исполняемых произведений и характер творчества их создателей («Берлиоз и его симфония», «Роберт Шуман», «Орфей» Глюка", «Фиделио» Бетховена", «Эврианта» Вебера", статьи об операхВагнера и др.); занимался с ученикамииз разных стран мира. Являясь главным дирижером Веймарского оперного театра, Лист поставил на сцене свыше 40 опер,26 из них шли впервые в Веймаре.Лист сгруппировал вокруг себя кружок музыкантов и поэтов,из которого в 1854 году возник «Новый веймарский союз» (в противовес господствовавшей в Германии «лейпцигской школе»).

Но чем шире развертывалась музыкально-просветительская деятельность Листа, тем сильнее становилось противодействие ей консервативно настроенных придворных кругов. Обстановка в Веймаре все более накалялась, и после скандала в связис постановкой оперы Корнелиуса «Багдадский цирюльник» Лист был вынужден оставить театр, а осенью1861 года покинул Веймар. В последующем жизнь Листа протекала тов Риме,в уединенном монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре, где он занималсяс учениками.Под влиянием пессимистических и религиозных настроений он принял сан аббата в 1865 году.В это время Лист продолжал творить (хотя и не столь интенсивно, как в веймарские годы), сочиняя преимущественно хоровые произведения духовного склада — оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Но наиболее значительные из них были связаны с жизнью его родины; в них раскрываются образы Венгрии, звучат народные венгерские темы; таковы, например, оратория «Легенда о святой Елизавете» (1862), «Венгерская коронационная месса» (1867) и др.Из фортепианных произведений, изданных в эти годы, выделяются «Испанская рапсодия», этюды «Шум леса» и «Хоровод гномов» (1863), «Легенды» и другие произведения.

Много сил и времени отдал Лист строительству музыкальной культуры своей родины. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште и с 1875 года —с моментаее открытия — был ее первым президентом и профессором фортепианного класса; дирижировал симфоническими концертами, пропагандируя сочинения молодых тогда венгерских композиторов Ф. Эркеля,М. Мошоньи,К. Абраньи.

Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения передового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ —Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Исаак Альбенис нашли у него многостороннюю поддержку. Тесные связи были у Листа и с русскими музыкантами. Еще во время своего первого посещения России Лист познакомился с Михаилом Глинкой и с тех пор стал неизменным поклонником его творчества. Он сделал транскрипцию «Марша Черномора», которую часто исполнял в концертах. Позднее, в Веймаре, он не раз дирижировал симфоническими произведениями Глинки (Лист назвал Глинку «патриархом-пророком музыки в России»).Лист знал также творчество Верстовского, Варламова, Алябьева (сделал транскрипцию «Соловья»), Серова и Даргомыжского. Но особенно близко сошелся он с кучкистами, самобытное творчество которых приводило его в восхищение.В этой «храброй русской музыкальной фаланге» (так называл Лист кучкистов) он видел «крупных мастеров, одаренных редкой жизненной энергией». Многие русские музыканты побывали у Листа.В 1850-е годы у негоне раз гостили Антон Рубинштейн и Александр Серов. В 1876 году в Веймаре его посетил Кюи, в 1882 году —Бородин, оставивший интересные письма-воспоминания о Листе, в 1884 году —Глазунов. Осенью 1886 года Лист намеревался вновь посетить Россию, но летомтого же года тяжело заболел и умерво время Вагнеровского фестиваля в Байрёйте.

Творческая деятельность Листа была на редкость многогранна. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность как жанр, несущий в себе элементы демократизма, постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Многие мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской музыки, особенно национального стиля «вербункош», нашли широкое применение в творчествеЛиста —в его симфонических поэмах, ораториях, фортепианных и вокальных произведениях. Они сказалисьне тольков его обработках венгерских национальных мелодий и танцев (среди которых знаменитые «Венгерские рапсодии») и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением (например, фортепианная пьеса «Погребальное шествие», посвященная памяти погибших в 1849 году венгерских революционеров, симфоническая поэма «Плач о героях» (1850-1854), посвященная памяти борцов за национальное освобождение, симфоническая поэма «Венгрия» (1854), с ее образом героического прошлого и др.), но и в таких его сочинениях, как симфонические поэмы «Битва гуннов» по картине В. Каульбаха (1857) и «Мазепа» по В. Гюго (1851), «Гранская месса» (1855) и др.

Ставя перед собой задачу «обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией» и «освобождения художественного содержания от схематизма», Лист пришел к созданию новой музыкальной формы — одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк —от античного мифа об Орфееи бессмертных образов Шекспира и Гёте до образов современной Листу поэзии и живописи.Но среди этого тематического разнообразия отчетливо выступает главная тема творчества Лист — жизненный подвиг человека, его борьба за высокие гуманистические идеалы, его извечное стремление к свету, свободе и счастью.В своих произведениях Лист широко и разносторонне использовал средства мелодической выразительности и гармонической красочности, ввел «принцип монотематизма». Он совершил также коренной переворот в пианистической технике, ввел «симфоническую трактовку» фортепиано, основанную на полнозвучиии многокрасочности. Начиная с Листа, по меткому выражению Стасова, «для фортепиано стало возможно все». Творческие достижения Листа во многом послужили основой (для венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и пианистической).Они оказали также глубокое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

М. Ю. Миркин.