Фридерик Шопен Биография Шопена

Категория: Композиторы

Фридерик Шопен (01.03.1810 —17.10.1849) — польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку и систематически заниматься с чехомВ. Живным — серьезным музыкантом-педагогом. В 1818 году в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепьянных пьес — полонезов и марша.В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей. В начале 1820-х годов он начал заниматься по композиции у Ю. Эльснера.В июле1826 года Шопен окончил Варшавский лицей. Осенью того же года он поступилв Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года. Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи. За время обучения Шопеном было написано много фортепьянных произведений, среди которых выделяются вариации на темуМоцарта, рондо, рондо для двух фортепьяно, 1-я соната, краковяк, ноктюрн ми минор и др.Уже тогда сильнейшее влияние на Шопена оказала польская народная музыка, а также польская литература и поэзия (Мицкевич, Словацкий, Витвицкий и др.).По окончании Высшей школы Шопен в 1829 году предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений. В 1830 году состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве,за которым последовал ряд других выступлений.

11 октября1830 Шопенв последний раз играл в Варшавеи вскоре покинул родину. Конец 1830 годаи первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города — все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1830 года Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч. 10, № 12), часто называемый «революционным», и две глубоко трагические прелюдии — ля минор, ре минор. В числе его новых сочинений — концерты для фортепьяно с оркестром, полонез ми-бемоль мажор, полонез для фортепьяно и виолончели, ноктюрны (соч. 9), польские песни на слова Витвицкого и Мицкевичаи др. Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам.

Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж.С тех пор его жизнь связана с этим городом. Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером, Мендельсоном, познакомился с писателямии художниками —Гюго, Ламартином, Жорж Санд, Бальзаком, Мюссе, Гейне, Делакруа. 26 февраля1832 года Шопен дал первый концерт в Париже,в котором исполнил 2-й фортепьянный концерт и вариациина тему из «Дон-Жуана» Моцарта. Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена «наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства». В 1833–1835 годах Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц. Годы 1836–1837 были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской, и он сблизилсяс Жорж Санд.

К 1838–1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др. Продолжал он также выступать и в концертах (вместе с Эрнстом,Полиной Виардо, Франкомом и др.),но значительно реже, чем в предыдущие годы. Зиму Шопен обычно проводил в Париже,лето —в имении Жорж Санд — Ноан. Лишь одну зиму (1838-1839) Шопен из-за пошатнувшегося здоровья провел на юге —на испанском острове Майорка (здесь были закончены его 24 прелюдии).

В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях. Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября1848 годана польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849 годав его здоровье наступает резкое ухудшение. Ни заботы друзей, ни приездв Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает.Тело Шопена погребено на кладбищеПер-Лашезв Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшавуи помещенов костеле Святого Креста.

Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства.В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность — одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев — мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовкеи преобразовании.Его полонезы, например, заметно демократизуют и расширяют этот некогда торжественно-церемониальный жанр; его мазурки углубляют и поэтизируют народный танец, его вальсы содержат многие черты славянской народно-танцевальной мелодии.

По-новому трактует Шопен и нетанцевальные жанры: его этюды — высокохудожественные творения, в которых глубокое идейно-эмоциональное содержание сочетается с оригинальными средствами воплощения; его скерцо — весьма своеобразные сочинения, отличающиеся по своему типу от скерцов классической симфонии и сонаты; его баллады — сюжетные драматические повествования, навеянные образами поэзии, полные жизненного разнообразия, контрастов, романтической свободы.

Жанровое новаторство органично сочетается у Шопенас решительным новаторством в сфере музыкального языка. Шопен создал новый тип мелодии — предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные. Шопен раскрыл также новые возможности в области гармонии; сплавил воедино элементы польской народной музыки с элементами романтической гармонии, усилил роль динамических и красочных элементов. Чрезвычайно интересны находки Шопена в области полифонии (насыщение мелодической выразительностью всех голосов) и музыкальной формы (применение весьма характерного для польской народной музыки приема вариационного развития).

Новаторство Шопена сказалось в полной мере на его исполнительском искусстве. Подобно Листу, он произвел коренной переворот в искусстве фортепьянной игры, наполнив его новым содержанием.

В целом творчеству Шопена свойственна гармоничность и ясность мышления. Его музыка далека как от романтических преувеличений, так и от академически холодной замкнутости. Она чужда всякой неискренности, непосредственна, народна в своей основе, свободолюбива. Она уже давно стала символом душевной красоты человека.

Я. И. Мильштейн.