Георг Фридрих Гендель Биография Генделя

Категория: Композиторы

Георг Фридрих Гендель (Händel) [23.2.1685, Галле,— 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Генделя протекало в Англии.Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитори исполнительна различных инструментах сформировался под руководством композитора и органистаФ. Цахау.В 17 лет стал органистом в Галле.В 1703 году переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Генделя «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянские оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель завоевал славу выдающегося клавесиниста.

В 1710–1716 годы жизнь Генделя была связана попеременно с Ганновероми Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 года возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др.В этих операх Гендель опирался на распространённыйв Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Генделя ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Генделя нанёс поставленный в 1728 году спектакль «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитатыиз опер Генделя). Театр Генделя был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Генделя в 1737 годук параличу.По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве английского периода Гендель не осталсяв сторонеот английских музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717–1719 годах им были написаны хоровые произведения в стиле английской культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярнойв Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720; 2-я редакция 1732).

В 1730-х годах Гендель всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.).В 1740-х годах оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Генделя — «Деидамия», 1741). В 1742 году в Дублинес большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 году завершена оратория «Самсон».

В 1745–1746 годах,во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Генделя получило наконец всеобщее признание. Произведения Генделя этих лет — «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Генделю сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Генделя в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Генделя в начале 1750-х годов, не дали возможности завершить ораторию «Иевфай».

Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Генделя. В них выразилось тяготение композитора к драматизмуи монументальности. Гендель стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смогдо конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Генделя в жанре оратории. Опираясь на образцы17 века (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Гендель создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Гендель не только раскрывал с большой силой личную драму («Самсон», «Иевфай»), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Генделя выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты («Геркулес», «Альцеста», «Семела»). Оптимистические концепции ораторий «Самсон», «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей» и др.во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.

В ораториях Гендель использует формы арий, ансамблей и речитативов,но особое значение приобретает в них хор. В хорах Гендель выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Генделя и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Генделя.

Инструментальное наследие Генделя включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо,12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля — новый жанр, созданный Генделем, сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытомвоздухе,— «Музыка на воде» (1716), «Музыка к фейерверку» (1749).


Г. В. Крауклис.