Густав Малер Биография Малера

Категория: Композиторы

Густав Малер — родился 7 июля1860 годав чешской деревушке Калиште. С шести лет Густав начал учиться игре на фортепианои обнаружил незаурядные способности. В 1875 году отец отвез юношу в Вену, где по рекомендации профессора Ю. Эпштейна Густав поступил в консерваторию.

Малер-музыкант раскрылся в консерватории прежде всего как исполнитель-пианист. В тоже время он глубоко интересовался и симфоническим дирижированием, но как композитор Малер не нашел признания в стенах консерватории. Первые крупные камерно-ансамблевые сочинения студенческих лет (фортепианный квинтет и пр.) еще не отличались самостоятельностью стиля и были уничтожены композитором. Единственное зрелое сочинение этого периода — кантата «Жалобная песнь» для сопрано, альта, тенора, смешанного хора и оркестра.

Широта интересов Малера в эти годы проявилась и в его стремлении к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.

В 1885 году, по приглашению крупного театрального деятеля А. Ноймана — директора и режиссера пражского Немецкого оперного театра —он переезжаетв Прагу.За год пребывания в Прагеон познакомилсяс опернымии инструментальными произведениями композиторов национальной чешской школы —Сметаны и Дворжака, а также операми Глинки, Вагнера, Моцарта.

В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировозрения и эстетики Малера. В творчестве композитора проявляется глубокий психологизм, позволяющий передать ему в песняхи симфониях духовный мир современного ему человека в постоянныхи острейших конфликтах с окружающим миром. Вместе с тем никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднималв творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.

С переездом в Вену, в 1896 году, начался важнейший этап в жизнии творчестве Малера, когда им были созданы пять симфоний. За этот же период Малер создал вокальные циклы: «Семь песен последних лет» и «Песни об умерших детях». Венский период — время расцвета и признания Малера как дирижера, в первуюочередь — оперного. Начав свою деятельность в Венев качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступилк реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров.

Густав Малер — выдающийся симфонист 20-го века, наследник традиций Бетховена, Шуберта и Брамса, претворивший принципы этого жанра в неповторимо индивидуальном творчестве. Малеровский симфонизм одновременно завершает вековой период развития симфонии и открывает пути для будущего.

Второй по значению жанр в творчествеМалера —песня — также завершает длительный путь развития романтической песни у таких композиторов как Шуман, Вольф.

Именно песня и симфония стали ведущими жанрами в творчестве Малера, ибо в песняхмы находим тончайшее раскрытие душевного состояния человека, а глобальные идеи века воплощены в монументальных симфонических полотнах, с которыми в 20-м веке смогут сравниться только симфонии Онеггера, Хиндемита и Шостаковича.

В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк, где начался последний, самый краткий период в жизни композитора. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний — «Песни о земле»и Девятой. Десятая симфония была только начата. Ее первая часть закончена по эскизам и вариантам композитором Э. Кшенеком,а остальные четыре по наброскам — значительно позже (в 1960-х годах) английским музыковедом Д. Куком.

Умер Густав Малер 18 мая1911 года.


Классика в музыкеи биографиях