Густав Малер Густав Малер австрийский композитор и дирижер

Категория: Композиторы

Густав Малер (Mahler) (7.7.1860, Калишт, Чехия — 18.5.1911, Вена) — австрийский композитор и дирижер. Посещал гимназию в Йиглаве,а затемв Праге. Слушал игру бродячих музыкантов, народные песни и солдатские марши; все это стало впоследствии интонационной основой музыки Малера. Музыкальное образование получил в Венской консерватории, где занимался у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Крепна (композиция); одновременно слушал в Венском университете лекции по гармонии А. Брукнера.

Дирижерская деятельность Малера началась в 1880 годув Галле.В 1881 году он дирижировалв Любляне, а в 1882 годув Оломоуце.С 1886 года он был ассистентом Артура Никиша в Лейпцигской опере. С 1888 года руководил оперным театром в Будапеште, в 1891–1897 годахв Гамбурге. Одновременно выезжал в другие города и страны, дирижируя симфоническими концертами и оперными спектаклями. В 1897–1907 годах возглавлял Венскую оперу, пережившую при Малере свой расцвет. Здесь Малер осуществил постановку опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, Россини, Верди, Пуччини, Сметаны и др.; впервые в Вене исполнял оперы Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»). Малер был неутомимым пропагандистом оперной и симфонической музыки Чайковского. Борьба Малера против рутины в оперном театре за высокую художественную культуру спектакля вызвала оппозицию со стороны консервативно настроенных артистов и администрации. Закулисные интриги заставили Малера уйти в отставку. Начиная с 1908 года Малер дирижировал преимущественно симфоническими концертами в разных странах Европы и в США;он неоднократно посещал Петербург и Москву. Малер был гениальным дирижером, создателем большой дирижерской традиции; подчеркивая в исполняемой музыке драматизм, высокий пафос, сохранял в то же время верность авторской партитуре.

С дирижерской деятельностью Малера связано его симфоническое творчество, в котором преобладают трагедийные концепции. Автор 10 симфонийи ряда вокально-симфонических сочинений, он был художником-гуманистом, находившимся в оппозициик буржуазной действительности. «Для меня написать симфонию — это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир»,— говорил сам композитор. В стремлении демократизировать симфонию, сделать ее достоянием миллионных масс слушателей Малер вводил в нее напевы народно-бытового происхождения. Для некоторых симфоний он привлекал громадный оркестр, хор и солистов, как, например, для 8-й симфонии, получившей название «Симфонии тысячи участников». Стремясь внушить слушателям правду о глубоких противоречиях жизни, обнажить ее уродливые стороны, он доводил музыку (особенно в трагических кульминациях) до исступленности,с чрезвычайным заострением гармонических, полифонических и оркестровых средств или создавал мрачный гротеск. Подчас эта заостренность музыкального языка, сложность оркестрово-полифонической ткани, обусловленная стремлением воплотить большие философские идеи, сочетаются у Малерас простыми народно-песенными и танцевальными эпизодами. В этом своеобразие малеровского стиля.

Симфонии Малера нередко связаны с его вокальными циклами. Так, музыкальным материалом для 1-й симфонии послужили песни из цикла «Песни странствующего подмастерья» на слова самого композитора; во 2-ю симфонию (написанную с участием смешанного хора и альта соло) вошли песни из цикла «Чудесный рог мальчика» на словаЛ. Й. Арнима и К. Брентано; в 5-й и 6-й симфониях использованы отдельные интонационные обороты из цикла «Песни об умерших детях» на словаФ. Рюккерта.

В первых четырех симфониях Малера значительное место занимают романтические образы природы; в них наряду с трагедийным пафосом есть еще светлые настроения; жизнерадостным характером отличается 4-я симфония, заканчивающаяся песней для сопрано на слова «Чудесного рога мальчика». Ощущение трагического краха утопической мечты Малера приводит к изменению мира образов и настроенийв его последующих симфониях. Музыка в них становится судорожной, драматически напряженной, усиливается ее гротесковость, бытовые темы приобретают порой искаженный, пародийный облик. Глубоким пессимизмом овеяны 6-я симфония и «Песнь о земле».

Грандиозность идейных замыслов, высокий моральным пафос, яркая выразительность тематизма, исключительное оркестровое мастерство делают Малера одним из крупнейших европейских симфонистов.

Во многих странах проходили фестивали музыки Малера. В 1955 году в Вене организовано интернациональное общество для пропаганды его произведений.

М. Ю. Миркин.