Игорь Фдорович Стравинский Биография Стравинского

Категория: Композиторы

Игорь Фёдорович Стравинский (5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне Ломоносов,— 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции) — русский композитор, дирижер. Родился 5 (17) июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальнойсемье — отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишьв двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 году опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым — прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже.По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур — балет по русской сказке «Жар-птица» (1910). В следующем году был завершен еще один балет — «Петрушка», где в живыхи достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык «Жар-птицы» и «Петрушки» еще сохраняет связь с прежней традицией, но ужев третьембалете — «Весна священная» (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера «Весны священной», поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже29 мая1913 года, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.

Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 года жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре «Истории солдата» («L'Histoire du soldat») для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а такжев кантате «Свадебка» («Les Noces», 1920) — стилизации деревенского свадебного гулянья — для солистов, 4 роялей и 17 ударных.Но в более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизмуи религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет «Аполлон Мусагет» («Apollon Musagete», 1927) и в особенности кантата «Симфония псалмов» («A Symphony of Psalms», 1930). В этот же период композитор создает балеты «Пульчинелла» («Pulcinella», 1920, на темыПерголези) и «Поцелуй феи» («Le Baiser de la fee», 1928, на темыЧайковского). Его «Симфонияв трех частях» («Symphony in Three Movements», 1945) — синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля «Весны священной».

Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в «Царе Эдипе» («Oedipus Rex», 1927), опере-ораториина латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 году Стравинский написал оперу «Похождения повесы» («The Rake's Progress», по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) — сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое.

Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет «Агон» («Agon», 1957) для 12 танцовщикови духовная кантата на библейский текст «Плач пророка Иеремии» («Threni», 1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений.

Игорь Фёдорович Стравинский умер в Нью-Йорке6 апреля1971 года.Его влияниена музыку20 века огромно. Такие шедевры, как «Весна священная», вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.


Бельканто.ру —в мире оперы