Иоганн Себастьян Бах Биография Баха

Категория: Композиторы

Иоганн Себастьян Бах (Bach) (1685-1750). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24-й в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (1645-1695). По-видимому, под руководством отца овладел основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте10 лет Бах осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе;у него Бах обучался игре на клавишных инструментах. В 1700–1702 годах Бах учился в школе при церкви Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с органистоми композиторомГ. Бёмом.В те же годы несколько раз посещал Гамбург, чтобы услышать игру Рейнкена.

В 1702 году Бах участвовал в испытанияхна замещение должности органиста в Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето1703 года провел в качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой церкви (Нойкирхе) в Арнштадте.В 1705 году отправился в Любек, чтобы познакомиться с искусством Букстехуде. В июне1707 года стал органистом церкви Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1708 году Бах был назначен придворным органистом и камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал большинство своих произведений для органа. В Веймареу Баха родилось 7 детей,в т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 году Баху был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 году Бах был приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймараи почтина месяц заключил его под стражу.

В Кётене Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда — талантливого музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию. Здесь Бах занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для церкви не входилов его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся скрипичные концерты, «Бранденбургские концерты», многочисленные сонаты, сюиты и произведения для клавира, в т. ч. 1-й том «Хорошо темперированного клавира». В 1720 году, когда Бах в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В декабре1721 годаон женилсяна Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери придворного трубача в Вайсенфельсе(от этого брака родилось 13 детей,в т. ч. будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало, положение Баха и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722 году Бах предложил свою кандидатуру на почетную должность городского музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы (Томасшуле)в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В апреле1723 года, после того как имевшие наилучшие шансы Телеман и К. Граупнер вышли из состава претендентов, должность была предложена Баху.

Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Бах работал в Лейпцигедо конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые лейпцигские годы Бах создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч.4 или5 годовых циклов кантат, Магнификат, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуози приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и выдающегося педагога (среди учеников Баха — его сыновья, а также Циглер, И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель,И. К. Киттель). Слава Баха как композитора начала расти особенно после 1726 года, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.

К началу 1730-х годов церковная музыка перестала занимать в деятельности Баха ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Бахом с этого времени, в т. ч. Месса h-moll и «Рождественская оратория», состоит из пародий. Несколько раньше, в 1729 году, Бах возглавил collegium musicum — концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 годуи состоявшеев основномиз студентови музыкантов-любителей. Специально для публичных выступлений collegium musicum Бах сочинил ряд концертов для 1, 2 и3 клавировс оркестром(большинство —на основе более ранних концертов для др. инструментов) и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 году пожаловал Баху звание придворного композитора (Hofcompositeur).

Баховская музыка 1740-х годов, по преимуществу инструментальная, выполнена в сложных, часто изощренных формах. Около 1741 года были написаны «Гольдберг-вариации», а в 1742 году вышел из печати 2-й том «Хорошо темперированного клавира». В 1747 году Бах отправился в Потсдамв гостик Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии выросло «Музыкальное приношение» — одна из вершин полифонического искусства XVIII века. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические вариации для органа (1747), которые Бах представил в основанное Мицлер фон Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, «Искусство фуги» также предназначалось для распространения среди членов этого общества.

В последний год жизни зрение Баха начало ухудшаться. В мартеи апреле1750 года его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор (Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Баха. 22 июля Бах принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля Бах был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.

Составленный Шмидером каталог произведений Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Баха охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Бах в своем творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Баха — например, влиятельный критик Шейбе — считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Баха в сознании образованных европейцев оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Баха). Время для возрождения интереса к личностии музыке Баха наступило в началеXIX века, когда Форкель издал его первую биографию. Другим видным деятелем «баховского возрождения» был Цельтер. В 1829 году его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине «Страстями по Матфею» (до этого «Страсти» в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749 году);в партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 году в Лейпциге был открыт памятник Баху. В 1850 году Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого — публикация полного академического собрания произведений Баха — была выполнена к 1900 году.


«Музыкальный словарь Гроува». Издательский дом «Практика».
«The Macmillan Press Ltd».