Иоганн Штрауссын Биография Штрауса

Категория: Композиторы

Иоганн Штраус (Strauss) (сын) (25.10.1825, Вена — 3.06.1899, там же) — австрийский композитор и дирижер. Старший сын Иоганна Штрауса. Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Штраус решил идти по стопам отца; тайно от него Штраус обучался игре на скрипкеи композиции.Вена издавна славилась своей любовью к музыкеи танцам.В одномиз венских ресторанов в октябре1844 года впервые выступил и Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль. И вальсы Штрауса, и его исполнение произвели сильное впечатление на требовательных венцев, сравнивавших, естественно, молодого Штрауса с его прославленным отцом. На следующий день одна из венских газет поместила отчет об этом выступлении, где рецензент писал: «Доброй ночи, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!»

Слава Штрауса неуклонно растет. После смерти отца в 1849 годуон объединяет его оркестр и свой и с огромным успехом выступает в Австриии других странах. В 1849 году Штраус впервые посетил Россию, где концертировал в Варшаве.В 1856 году он получил приглашение от дирекции Царскосельской железной дороги ежегодно в течение летних месяцев дирижировать в Павловском вокзале под Петербургом. Эти концерты продолжались до 1865 года. Помимо своих произв, Штраус включал в программы сочинения других композиторов, в т. ч.Глинки. Под управлением Штрауса были исполнены впервые «Песня одалисок» и «Марш Олоферна» из оперыАлександра Серова «Юдифь», «Танцы сенных девушек» из оперыЧайковского «Воевода». Штраус еще несколько раз приезжал в Россию, где концертировал в Петербургеи Павловске; в 1882 годуон дирижировалв Петербурге премьерой своей оперетты «Цыганский барон». Последний раз Штраус выступил в России в 1886 году.В 1872 году с триумфальным успехом прошли гастроли Штрауса в США,он дирижировалв Бостоне для стотысячной аудитории грандиозным оркестром и хоромв составе20 тысяч человек. В 1863 году Штраус передал оркестр своим братьям Йозефу и Эдуарду.В 1863–1870 годахон состоял дирижером венских придворных балов. С 1870-х годов Штраус почти перестал дирижировать и занималсяв основном сочинением оперетт.

Иоганн Штраус вошел в историю музыки как «король вальсов», создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано; его первый вальс был написан в 6-летнем возрасте (впоследствии опубликован под названием «Первая мысль»). Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. В отличиеот распространенных тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение. Большей частью это сюиты вальсов, состоящие из интродукции, 5-частного цикла вальсов и развернутой коды. Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, а главное, неразрывная связь с венской бытовой песенной и танцевальноймузыкой — таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса. Среди них приобрели исключительную популярность во всем мире "На прекрасном голубом Дунае " (1867) и «Сказки Венского леса» (1868). Большое распространение получили и такие его вальсы, как «Жизнь артиста», «Вино, женщина, песня», «Венская кровь», «1001 ночь» (из оперетты «Индиго»), «Розы юга» (из оперетты «Кружевной платок королевы»), «Императорский вальс» и мн. др. Популярны и другие танцы Штрауса — польки («Тик-так»,«Пиццикато» — вместе с братом Йозефом), кадрили, галопы, а также «Вечное движение», «Персидский марш» и др.Во время революции 1848 года Штраус отразил свои настроения в вальсах «Песни свободы», «Песня баррикад», «Звуки единства», в «Революционном марше» и др.Свои впечатленияот пребыванияв России Штраус выразил в вальсе «Прощание с Петербургом»,вальсе-фантазии «Русская деревня», польках «Воспоминание о Павловске» и «Нева», «Петербургской кадрили» и других танцах.

В 1870 года начинается новый период творческой деятельности Штрауса: он обращаетсяк жанру оперетты. Его первая оперетта «Веселые венские женщины» не увидела света, а третья оперетта Штрауса — одно из его самых блестящих произведений «Летучая мышь» — была холодно принята той самой венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Неуспех оперетты один из критиков объяснял тем, что в «Летучей мыши», написанной по французской бытовой комедии А. Мельяка и Л. Галеви, либреттистов оперетт Жака Оффенбаха и оперы «Кармен» Жоржа Визе, не было никаких экзотических принцев, венгерских магнатов, парижской богемы, то есть всего того, к чему привыкли зрители. Лишь после сенсационного успеха «Летучей мыши» в других странах эта оперетта, снова поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.

К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и «Цыганский барон» (пост. 1885), написанный по повести знаменитого венгерского писателя М. Иокая «Саффи». Эти оперетты совершенно затмили произведения царствовавшего на венской сцене Оффенбаха. Среди других оперетт Штрауса выделяются «Веселая война» (пост. 1881) и «Ночь в Венеции» (пост. 1883; в 1925 году переработана Э. Кшенеком).Другие же его оперетты не удержалисьна сцене;не помоглии многие переделки и новые тексты. Неудача их объясняетсяв основном слабостью либретто и тем, что сам композитор недооценивал значение драматургии спектакля.

Наряду с Францем фон Зуппе и Карлом Миллёкером Иоганн Штраус является родоначальником венской классической оперетты. (Лучшие произведения Зуппе и Миллёкера «Боккаччо» и «Нищий студент» написаны после «Летучей мыши».) Но произведения Штрауса дали новое направление этому жанру — танцевальной оперетте. Подобно тому как все оркестровые пьесы Штрауса написаны в танцевальных ритмах, так и его оперетты зиждутся на танцевальной ритмике. Вальс, полька, чардаш, галоп господствуют в его опереттах. Но затов опереттах Штрауса полностью отсутствуют элементы сатиры, чем так блистал Оффенбах. Дальнейшее развитие венской танцевальной оперетты связано с именами выдающихся композиторов этого жанра Ференца Легара и Имре Кальмана. «Благодаря Штраусу,— писал Кальман,— оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

Жизнеутверждающую, оптимистическую музыку Штрауса высоко ценили Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс, Гектор Луи Берлиоз, Ференц Лист и другие выдающиеся музыканты. Роберт Шуман писал: «Две вещи на земле очень трудны: во-первых, добиться славы, во-вторых,ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса, каждому в своем роде». Многие мотивы вальсов Штрауса, песен из его оперетт превратились в австрийские народные мелодии.

В 1880-х годах «Летучая мышь» и «Цыганский барон» были поставлены на русской сцене, и в конце19 века «Цыганский барон» стал самой популярной опереттой в России после «Прекрасной Елены». На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 1930-х годов после появления на экранах фильма «Большой вальс».

По мотивам Иоганна Штрауса написана оперетта А. Мюллера «Венская кровь». Обработки его вальсов для фортепиано делали Брамс, Годовский, Таузиг, Грюнфельд и др.


М. Ю. Миркин.