Камиль СенСанс Биография СенСанса

Категория: Композиторы

Камилл Сен-Санс (9.10.1835 —16.12.1921) — французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. С самого раннего детства обнаружил исключительные музыкальные способности; пяти лет начал выступать в концертах, шести лет написал свои первые сочинения, десяти лет выступил в парижском концертном зале «Плейель», исполнив с оркестром концерты Моцарта и Бетховена. После занятий с известным пианистом К. М. СтаматиСен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами были Ф. Бенуа (орган), Н. А. Ребер и Галеви (композиция). В 1853–1877 годах работал церковным органистом; одновременно в 1861–1865 годах преподавал игру на фортепьянов школе Нидермейера, где среди его учеников были Г. Форе и А. Мессаже.В 1871 году Сен-Санс был одним из организаторов Национального музыкального общества. Он много концертировал как пианист и затем как дирижер, исполняя преимущественно собственную музыку. В 1871 году впервые выступил в России; был в дружеских отношениях с Н. Г. Рубинштейном, по предложению которого написал 2-й фортепьянный концерт. Это произведениеСен-Санс исполнял во время гастролей в России в 1875 году.Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку; он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского «Борис Годунов».

С 1881 годаСен-Санс член Института Франции. В 1891 году организовал музей в Дьеппе (место рождения его отца), куда передал свои рукописи. Здесь, за несколько месяцев до смерти, 86-летний композитор выступил в последний раз. Сен-Санс был очень плодовитым композитором, писавшим в разнообразных музыкальных жанрах. Одним из первыхво французской музыке он начал сочинять программные симфонические поэмы, продолжая в этом отношении традиции Листа. Большое распространение получила «Пляска смерти» — эффектная концертная пьеса, изобретательно оркестрованная. Из других поэм более известны написанные по сюжетам античной мифологии «Прялка Омфалы» и «Фаэтон». В числе других симфонических произведений Сен-Санса — монументальная 3-я симфонияс органом, посвященная памяти Листа. Эти сочинения созданы в 1860–1880 годах —в период рассвета творческой деятельности Сен-Санса. Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром «Интродукция и рондо каприччиозо».

В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является «Самсон и Далила». Благодаря настоянию Листа, очень тепло относившегося к творчествуСен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 годув Веймаре. Музыку Сен-Сансав Германиив прошлом столетии ценили выше, чем во Франции.В Париже «Самсон» был представлен лишь в 1892 году. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц; достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на «Еврейскую вакханалию», пронизанную подлинным духом Востока.

Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции («Рапсодия на бретонские мотивы», «Оверньская рапсодия») и др. стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как «Алжирская сюита», фантазия «Африка», 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, «Ночь в Лиссабоне», «Арагонская хота» и др. Национальный колорит ощущается и в «Персидских песнях», «Русском каприччио», японской опере «Желтая принцесса» и др. произведениях.

Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, среди них: «Материализм и музыка» (1882), «Гармония и мелодия» (1885), «Ш. Гунои Дон-Жуан Моцарта» (1894), «Портреты и воспоминания» (1900; наиболее известная книга Сен-Санса),а также2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта и др. После смерти Э. ГироСен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу «Фредегонда».

Творчество Сен-Санса отличается некоторой стилистической пестротой. Его ранние произведения были написаны в стилеМендельсона и Шумана, затем он испытал влияние Вагнера и особенноЛиста; в то же время у Сен-Санса многое и от Берлиоза («Именно Берлиоз сформировал мое поколение»,— писал он) и от лирической оперы Гуно. Но, несмотря на эклектичность творчества Сен-Санса, его лучшие произведения, опирающиеся на традиции классической музыки, занимают почетное место в мировой музыкальной литературе. «Во французской музыке он — нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное». В нем представлены великий дух, высокая энциклопедичность музыкальной культуры…" — писал о Сен-Сансе Р.Роллан.


М. Ю. Миркин

Литература.
1. Роллан Р. «Камилл Сен-Санс», «Музыканты наших дней», М., 1938.
2. «Французская музыка второй половины XIX века» под редакцией М. Друскина, М., 1938.
3. Кремлев Ю. «Камилл Сен-Санси его эстетика», «Советская музыка», 1955, 6.
4. Алексеев И. «Новое о Сен-Сансе», «Советская музыка», 1960, 10.