Карл Мария фон Вебер Биография Вебера

Категория: Композиторы

Карл Мария фон Вебер (18.11.1786 —5.6.1826) — немецкий композитор. Сын певицыи провинциального оперного капельмейстера и антрепренера, Вебер уже в детские годы приобщился к музыкально-театральному искусству. В 10-летнем возрасте Вебер брал уроки фортепьянной игры у И. Гейшкеля(в Гильдбурхаузене), затем учился композиции у М. Гайдна(в Зальцбурге) и у И. Н. Кольхера(в Мюнхене); по пению Вебер был учеником И. Б. Валлисхаузера.К 15 годам Вебер являлся уже автором ряда фортепьянных пьес, песен, мессы и трех зингшпилей. Постоянные странствования с оперной труппой отца помогли ему усвоить музыкальные вкусы широкой публики.

Среди многих учителей Вебера особенно важную роль в его образовании сыграл замечательный знаток музыкального фольклора аббат Г. И. Фоглер,с которым Вебер занимался в 1803–1804 годахв Вене.При содействии Фоглера Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле.В последующие годы (1806-1810) он служил при дворах в Карлсруэи Штутгарте.К этому периоду относится сочинение Вебером опер «Рюбецаль» (не окончена) и «Сильвана» (пост. 1810), музыки к пьесеШиллера «Турандот», двух симфоний (1807), концерта для скрипки, ряда песен с сопровождением гитары.

С 1810 года Вебер совершает успешные артистические поездки в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811–1813 годахон жил большей частью в Дармштадте; здесь он снова общается с Фоглероми учреждает совместно с Джакомо Мейербером, Готфридом Вебером и другими молодыми музыкантами «Гармоническое объединение», предвосхищавшее по своей идейной устремленности шумановский «Давидсбунд». Вебер познакомился с Гофманом и другими немецкими писателями, с Шпором, посещал Гёте в Веймаре.Тогда жеон задумал автобиографический роман «Странствования музыканта» (не был закончен).

В 1813–1816 годах Вебер стоял во главе оперного театра в Праге,а затем(до конца жизни) был дирижером немецкой оперы в Дрездене.Под его управлением были осуществлены две постановки оперы «Фиделио» Бетховена (1814 и 1823). Национальный подъем и патриотические чувства протеста против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера «Лира и меч»(на словаТ. Кёрнера), пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи. Выступая как музыкальный критик, Вебер вел решительную борьбу против засилья итальянской оперы, за национально-самобытный немецкий музыкальный театр.

Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Над оперой «Волшебный стрелок» (пост. 1821, Берлин) Вебер работал пять лет. Романтическая фантастика оперы (либретто было составлено по новелле из «Книги призраков» А. Апеля) сочетается с таким правдивым отражением народного быта и характера, какого еще не зналадо Вебера немецкая оперная сцена. Яркая выразительность музыкального языка и блестящее воплощение в опере демократических устремлений композитора обеспечили ей поистине небывалый успех у публики.

Следующее музыкально-сценическое произведение Вебера — «Эврианта» (пост. 1823, Вена) представляло собой первый опыт создания большой немецкой национально-героической оперы на легендарно-рыцарский сюжет. Ряд музыкально-стилистических особенностей этой оперы и примененныхв ней композиционных приемов получил впоследствии развитие в оперном творчестве Шумана («Геновева») и Вагнера («Тангейзер», «Лоэнгрин»). Наконец, последняя из оперВагнера — «Оберон», написанная по заказу лондонского театра «Ковент-Гарден»и исполненнаяв этом театре в 1826 году под управлением самого Вебера, представляет собой одно из лучших воплощений в музыке народно-сказочного элемента. С исключительной силой проявляется в этой опере свойственное Вагнеру блестящее мастерство колоритной оркестровки.

Творчество Вагнера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступилв своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. В частности,в его программном фортепьянном сочинении «Приглашение к танцу» предвосхищаются музыкальные образы, вдохновляющие впоследствии многих композиторов: Р. Шумана и Шопена, Листа и Берлиоза, Глинку и Чайковского.


Б. В. Левик

Литература.
1. Вебер К. М. «Автобиографические наброски», «Советская музыка», 1936, 12.
2. Саккетти Л. «История музыки всех времен и народов», вып. III — «Вебер», М., 1913.
3. Коломийцев В. «Карл Мария фон Вебер. К столетиюсо дня его смерти». Критико-биографический очерк, Л., 1927.
4. Кузнецовы К. и В. «Народные элементы в творчестве Вебера», «Советская музыка», 1936, 12.
5. Кенигсберг А.«К. М. Вебер», Л., 1965.