Клод Ашиль Дебюсси Биография Дебюсси

Категория: Композиторы

Клод Ашиль Дебюсси (22.08.1862 —25.03.1918) — французский композитор. Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно) и Э. Гиро (композиция). Еще будучи учеником консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста российскую меценатку Н. фон Мекк в ее путешествиях по Европе, провел лето 1881 и1882 годовв именииМекк — Браилове и в Москве. Дебюсси познакомился с произведениямиМусоргского, Римского-Корсакова, оставившими след в формировании творческих установок Дебюсси. В Россиион написал симфонию, считавшуюся утерянной и найденнуюв виде четырехручного клавира, сделал фортепьянное переложение трех танцев из балетаЧайковского «Лебединое озеро», изданное Юргенсоном в Москве.В 1884 году при окончании консерватории Дебюсси получил Римскую премию за кантату «Блудный сын» и уехална три года в Италию.

По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов, возглавляемому поэтом Стефаном Малларме; опубликовал свои первые фортепьянные и вокальные произведения. Поиски новых звукосочетаний характерны уже и для этого периода творчества композитора. Особенно выделяются в этом отношении пьесы для фортепьяно — «Арабески», «Бергамасская сюита», романсы — «Забытые ариетты», «Пять поэм Бодлера». Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими тогда в живописии литературе течениями импрессионизма и символизма, положили начало направлению импрессионизма в музыке.

1890-е годы — расцвет творчества Дебюсси; в этот период он создает симфонический прелюд по стихотворению Малларме «Послеполуденный отдых фавна», оркестровый триптих с литературной программой «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»; 1897-1899), музыкальную драму «Пеллеас и Мелизанда» (пост. 1902, Париж) по пьесе бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В этих сочинениях Дебюсси находит новые формы выражения, свой характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов, изысканными гармониями и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой.

В последующих сочинениях Дебюсси развивает свои новаторские приемы. Светлые, спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он создает колоритные звуковые пейзажи — три симфонических эскиза «Море» (1905), навеянную картинами испанского праздника «Иберию», наконец, знаменитые 24 прелюдии для фортепьяно (1910-1913), открывшие новые перспективы в развитии фортепьянной музыки. Эти прелюдииис характерными названиями представляют собой импрессионистские звуковые картины природы, передают впечатления от сказочных образов, танцевальных сцен и др.

Значительное место в творчестве Дебюсси занимает вокальная музыка. В своих романсах и песняхон придавал большое значение слову; отсюда естественность и непринужденность вокальной мелодии, подчас близкой интонациям человеческой речи. Некоторые произведения Дебюсси в этом жанре выдержаны в старофранцузском национальном характере, как, например, его вокальные циклы на тексты старинных французских поэтов.

Среди камерных сочинений Дебюсси широкой известностью пользуется его струнный квартет. Большой интерес представляют написанные им в последние годы жизни три сонаты для различных инструментов и фортепьяно.

С 1910 года Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 году он посетил также Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербургеи Москве.

Дебюсси много сотрудничал в газетахи журналахв качестве музыкального критика; его критические статьи собраны в книге «Господин Крош — антидилетант».

Творчество Дебюсси, виднейшего представителя музыкального импрессионизма, оказало большое влияние на музыку начала 20 века.


М. Ю. Миркин.