Кристоф Виллибальд Глюк Биография Глюка

Категория: Композиторы

Кристоф Виллибальд Глюк (02.07.1714 —15.11.1787) — немецкий композитор, по национальности чех (по другой версии — немец). Сын лесничего.В раннем детстве переехал с родителямив Чехию.В 1727 году семья поселилась в Эйзенберге, близ Комотау. В 1731 году поступил в Пражский университет на философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у знаменитого чешского музыканта Б. Черногорского.В 1735 или 1736 году Глюк переехал в Вену, где поступил на службук графу Лобковицу, а отсюда —в Милан,в качестве камер-музыканта капеллы князя А. М. Мельци.В Милане Глюк 4 года занимался у Дж. Б. Саммартини.В 1741 году он дебютировал оперой «Артаксеркс» (на либреттоП. Метастазио),за которой последовали другие, в стиле итальянской музыки того времени, написанные также на мифологическиеи легендарно-исторические сюжеты П. Метастазио.Глюк писали отдельные номера для опер других композиторов. Постановки опер Глюка «Деметрий» (1742), «Демофонт» (1742), «Тигран» (1743), «Гиперместра» (1744) и др. проходили с большим успехом, и в 1745 годуон получил заказ на сочинение двух опер от английского театра. Глюк переехалв Лондон, где познакомился с Генделем. В марте1746 годав Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.

Оратория Генделя, а такжеи оперыРамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже, произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремилсяв своем творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской сцене.

В 1747-50-х годах оперы Глюка ставились под его управлением в ряде европейских городов (Дрезден, Гамбург, Вена, Прага, Копенгаген и др.).Уже его опера «Узнанная Семирамида» (пост. 1748) заметно отличается от предыдущих.В 1752 году Глюк окончательно поселился в Вене.В 1754–1764 годахон был дирижером Венской придворной оперы, для которой написал несколько комических опер в стиле модной в те годы французской оперы-буфф.Из них наибольший успех имели «Одураченный кади» (1761) и особенно «Непредвиденная встреча» (1764; известна также под названием «Пилигримы из Мекки»).Для Вены Глюк создал также несколько балетов (танцевальных драм), в том числе «Дон-Жуан», поставленный известным хореографом Анджолини.

Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от старых оперных традиций, была опера «Орфей и Эвридика» (пост. 1762, Вена; 2-ая редакция, пост. 1774, Париж). В отличиеот прежних опер в «Орфее» Глюк стремился к цельностии органичности музыкально-сценического развития, сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашелв лицеР. Кальцабиджи.

Более последовательно свои реформаторские идеи Глюк осуществил в операх «Альцеста» (пост. 1767, Вена) и «Парис и Елена» (пост. 1770, Вена). Новые творческие задачи Глюк сформулировал в известном предисловии к опере «Альцеста», где писал, что его цель — усилить музыкой выразительность поэзии, драматизировать оперу; что ради этого он отказываетсяот угождения певцам, от условности оперного пения; что его увертюры должны быть «вступительным обзором содержания оперы», и, наконец, что в основе всей драмы должен быть «язык сердца, сильные страсти». Тесно связывая речитативы с ариямии хорами.Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий. Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор и балет органически включаются им в драматургический план. «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства»,— писал Глюк.

В 1773 году Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы «Ифигения в Авлиде» по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников драматического направления — «глюкистов», которые считали музыку Глюка созвучной просветительским идеям Руссо, и «пиччиннистов» — парижскую аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного театра и выдвигавшихв противовес Глюку итальянского композитора Никколо Пиччинни. Между «глюкистами» и «пиччиннистами» разгорелась ожесточенная борьба. Но успех «Армиды» (1777) и особенно «Ифигении в Тавриде» (1779) нанес решительное поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк произвел в Париже «музыкальную революцию»). После постановки своей последней оперы «Эхо и Нарцисс» (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением Глюка было «De profundis» для хора с оркестром, написанное за пять дней до смерти.

Музыкально-историческое значение Глюка чрезвачайно велико. Своим творчеством он оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 века (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).

Берлиоз, отлично знавший партитуры Глюка, назвал его «Эсхилом музыки». Оперное творчество Глюка исключительно высоко оценивал Глинка. Р. Штраус считал дату премьеры «Ифигении в Авлиде» началом новой эры в истории европейской музыки.


М. Ю. Миркин.