Луиджи Керубини Биография Керубини

Категория: Композиторы

Луиджи Керубини (Cherubini) (14.9.1760, Флоренция — 15.3.1842, Париж) — итальянский композитор. Учился у отца, театрального чембалиста и у других флорентийских музыкантов. Закончил музыкальное образование в Болонье под руководством Джузеппе Сарти, который поручал Керубини писать отдельные номера для своих опер, что практически подготовило его к деятельности оперного композитора. В 1779 году поставлена первая опера Керубини «Квинт Фабий» (впоследствии переработана). В период1780–1785 годов Керубини написал ряд произведений в традиционных формах неаполитанской оперы.

В 1786 году Керубини переехал в Париж, где окончательно обосновался в 1788 году. Знакомство с творчествомБаха, Генделя, Гайдна расширило музыкальный кругозор Керубини, изучение эстетики французской оперы значительно углубило и обогатило его стиль. Всегда стремившийся к решению сложных драматических задач, Керубини синтезировал приемы глюковской драматургии и национальные традиции итальянской оперы. В 1788 году он поставил оперу «Демофон», в которой певучесть вокальных партий сочетается с драматизмом партии оркестра, динамичностью и силой контрастов.

В период революции 1789 года Керубини писал песни, гимны («Гимн Пантеону», «Гимн братству»), музыку для революционных торжеств, главным образом траурного характера («Похоронный гимн памяти генерала Гоша» и др.).

В 1790-е годы талант Керубини раскрылся полностью. Он одиниз создателей жанра «оперы спасения», в которой господствует тема борьбы с тиранией, идеи самопожертвования, дружбы, любви. Первая опера Керубини «Лодоиска» (пост. 1791) имела огромный успех и прошлав течение одного сезона свыше 200 раз.Та же тема героической самоотверженной любви разрабатывается в опере «Элиза» (пост. 1794); видное место в ней занимают народно-песенные элементы. Фольклорные мелодии как средство характеристики Керубини применяет в наиболее известной своей опере «Два дня» (пост. 1800; в Германиии России шла под названием «Водовоз»), в которойон создал благородные образы людей из народа. Мелодии савояров, лейтмотивы, включение в оркестр народных инструментов, широко развитые ансамбли при необычайной легкости и прозрачностистиля — таковы отличительные черты этой оперы Керубини.

Особое место в оперном творчестве Керубини занимает «Медея» (пост. 1797); трагическое величие и широта форм делают ее однойиз наиболее выдающихся опер 18 века.Брамс считал «Медею» самым совершенным образцом оперно-драматической музыки. К числу значительных произведений Керубини относится и опера «Фаниска» (пост. 1806; Вена).

После 1810 года Керубини все реже обращался к оперному творчеству (хотя одна из его лучших опер «Абенсераги» написана и поставлена в 1813 году), уделяя основное внимание церковной музыке. Большой мастер полифонического и вокального письма, он создалв этой области ряд выдающихся произведений.

С основания Парижской консерватории (1795) Керубини был одним из ее инспекторови преподавателей, а в 1822–1844 годах — директором. Он автор «Курса контрапункта и фуги»и других учебников. В 1815 году Керубини был избран членом Института Франции. Керубини по-новому развил глюковские традиции оперной драматургии. Его оперные увертюры сыграли значительную роль в эволюции инструментализма 18 века (увертюры Керубини высоко ценил Глинка). Некоторые героические, рельефные темы и приемы развития предвещают бетховенские. Во многих отношениях Керубини является связующим звеном между классицизмом 18 векаи романтиками. Значительно его влияние на Вебера, Мейербера и других композиторов 19 века.


М. Ю. Миркин.