Мануэль де Фалья Биография де Фальи

Категория: Композиторы

Мануэль де Фалья (23.11.1876 —14.11.1946) — испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своейматери — пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера «Жизнь коротка» получила премию испанской Академии изящных искусств.

В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки),а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи «Жизнь коротка» была с успехом поставлена в 1913 годув Ницце.В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию.В эти годы он написал балеты «Коррехидор и мельничиха» по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием «Треуголка») и «Любовь-волшебница» (поставлен в 1915 годув Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром «Ночи в садах Испании» (1909 — 1915), имеющее подзаголовок «Симфонические впечатления».

В 1920-е годы Фалья жил в Гранаде, где в 1922 году организовал фестиваль старинных андалузских песен. В 1925 году он создал «Камерный оркестр провинции Андалузия».

В эти же годы творчество Фальи приобрело международную известность. Большой популярностью пользуются, в частности, его «Испанские песни» в различныхвариантах — вокальном и инструментальном, транскрипции из оперы «Жизнь коротка» и балетов.С 1930-х годов Фалья почти ничего не писал, жил очень уединенно (в 1933–1939 годахна острове Мальорка). В 1939 году эмигрировал в Аргентину. Последние годы жизни Фалья работал над вокально-сценическим произведением «Атлантида», законченным его учеником Ф. Э. Альфтероми поставленнымв виде оратории (1961) и оперы (1962).

Произведения Фальи отличаются яркой индивидуальностью и совершенством выполнения, красочностью, темпераментностью. Продолжая линию развития национальной испанской школы в музыке, начатую Педрелем, Альбенисом и Гранадосом, Фалья поднял музыку своей родины на новую высоту, обогатив ее достижениями современной гармонии и инструментовки. Глубокий знаток народной песни и танца,он создавал произведения на основе претворения этих интонаций, очень своеобразных в ладовоми ритмическом отношении.

Влияние Фальи чувствуется и за пределами Испании, в частностив музыке Латинской Америки (Э. Вилла-Лобосв Бразилиии др.).В 1928 году опера «Жизнь коротка» под названием «Миг удачи» была поставлена Музыкальным театром им. В. И. Немировича-Данченков Москве.

Фалья выступал в печати как музыкальный критик и писатель.Его статьио музыке изданы в Буэнос-Айресе в 1950 году.


Ю. Г. Крейн.