Милий Алексеевич Балакирев Биография Балакирева

Категория: Композиторы

Милий Алексеевич Балакирев [21.12.1836(2.1.1837), Нижний Новгород,— 16(29).5. 1910, Петербург], русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян.Брал урокиу пианистаА. Дюбюкаи дирижёраК. Эйзриха (Нижний Новгород). Музыкальному развитию Балакиреву способствовало его сближение с писателеми музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым.В 1853–1855 годах состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 году дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 1860-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 году Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867–1869 годах был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 году руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х-60-е годы были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет — «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в позднейред.— симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред.— симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др.— развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 1870-е годы Балакирев уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 1880-х годов он вернулсяк музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881–1908 годах Балакирев вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-1894) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева — тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева — инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Балакирев работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Балакирева — «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 1860-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862 году, первая часть — в 1864 году, окончена симфония в 1898 году).В 1908 году написана 2-я симфония.

Милий Алексеевич Балакирев — один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева — восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.