Модест Петрович Мусоргский Биография Мусоргского

Категория: Композиторы

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор. Систематического музыкального образования не получил, хотя в детские годы обучался игре на фортепьянои пробовал сочинять. По семейной традиции юноша был определен в гвардейскую школу. В конце 50-х годов Мусоргский познакомился с Даргомыжским и Балакиревым, завязал дружбу с Бородиным, Римским-Корсаковым, Стасовым. Встречи с ними помогли талантливому музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя музыке. В 1858 году Мусоргский выходит в отставкуи становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием «Могучая кучка».

В своем творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был последовательным, ярким, смелым выразителем революционно-демократических идей 60-х годов. Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Монументальные новаторские музыкальные драмы «Борис Годунов» (по Пушкину) и «Хованщина» — вершины его творчества. В этих произведениях, как и в комической опере «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю), главное действующее лицо — народ. Гениальный мастер музыкальных характеристик, Мусоргский создал живые, сочные образы людей разных сословий, показав человеческую личность во всем многообразии и сложностиее духовного мира. Психологическая глубина и высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с богатством музыкально-выразительных средств. Своеобразие и новизна музыкального языка композитора заключается в новаторском использовании русской народной песенности, в передаче интонаций живой речи.

Композитор стремился, чтобы в его произведениях «действующие лица говорили на сцене, как говорят живые люди …». Он этого достиг не тольков операх, но и в сольной вокальной музыке — песнях на сюжетыиз крестьянской жизни, драматических балладах, сатирических зарисовках. Это прежде всего такие шедевры, как «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Забытый», «Полководец», «Семинарист», «Раёк», «Спесь», «Классик», «Песня о блохе»и др.К лучшим сочинениям Мусоргского относятся также вокальный цикл «Детская», фантазия для оркестра «Ночь на Лысой горе», гениальные «Картинки с выставки» для фортепьяно. «Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора — все это беспримерно у Мусоргского»,— писал В. В. Стасов.


Литература.
Ю. Булучевский,В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, «Музыка», 1989.