Никколо Пиччинни Биография Пиччинни

Категория: Композиторы

Никколо Пиччинни (Piccinni) (16.1.1728, Бари,— 7.5.1800, Пасси, близ Парижа) — итальянский композитор. Сын музыканта. Учился у Л. Лео и Ф. Дурантев неаполитанской консерватории св. Онуфрия. Впервые выступил как композитор в жанреоперы-буффа в 1754 году — «Разгневанные женщины» (театр «Фьорентини», Неаполь), в жанреоперы-сериа в 1756 году — «Зиновия» (театр «Сан-Карло», Неаполь). Мировую славу Пиччинни принесла опера «Добрая дочка» («Чеккина») на либретто К. Гольдони по роману «Памела, или Награждённая добродетель» Ричардсона (1760, «Театр делле Даме», Рим), которая способствовала превращению итальянской комической оперы в чувствительную музыкальную комедию, родственную мещанской драме. Выдающийся представитель нового поколения неаполитанской оперной школы, Пиччинни обогатил мелодику оперы-буффа, внёс в этот жанр лиризм, более гибко использовал оперный оркестр, расширил формы арий, ансамблей, финалов. Параллельно он развивали оперу-сериа (произведения на текстыП. Метастазиои др.). Всего им написано 127 опер.

В конце 1776 года Пиччинни переселился в Париж, где был втянут в музыкально-общественную борьбу (партии «глюкистов» и «пиччинистов»). Противники музыкально-драматической реформы X. В. Глюка противопоставляли ему творчество Пиччинни. В 1778 году в театре«Гранд-Опера» была поставлена опера Пиччинни «Роланд», которая продемонстрировала достоинства мелодически яркого итальянского оперного стиля, но вместес темв ней сказалось воздействие на творчество Пиччинни новаторства Глюка. Меньший успех имела опера Пиччинни «Ифигения в Тавриде» (1781, там же), созданная вскоре после появления одноименной оперы Глюка. Для французского театра Пиччинни написал также оперы: «Атис» (1780), «Дидона» (1783), «Пенелопа» (1785). Пиччинни возглавил в Париже итальянскую труппу. После отъезда Глюка в Вену Пиччинни выдержал соревнование с его последователем А. Саккини. В 1784–1789 годах Пиччинни был профессором Королевской школы пения и декламации. Помимо опер, Пиччинни оставил 3 оратории,в т. ч. «Смерть Авеля» (1792) — образец бравурного вокального стиля. Сын Пиччинни Луиджи (1766-1827) — композитор, написал несколько опер для театров Парижа и Неаполя.