Николай Андреевич РимскийКорсаков РимскийКорсаков

Категория: Композиторы

Из Америки пишут: «…в мае исполняется столетие со дня рождения Римского-Корсакова, и там будут большие юбилейные торжества. Нас просят собрать всяческий материал, касающийся постановок его опер здесь, в Америке, афиш, программ, фотографий с постановок, костюмов, книг, изданных о нем, нот и т. д.Мы начали нащупывать разные источники и сразу же наткнулись на поразительный факт – “Метрополитенская опера” не имеет музея, не сохраняет афиш, программ, не имеет никаких фотографий ни с постановок, костюмов, известных артистов, выступавших в его операх!!! Просто я не поверила ушам своим, когда секретарь оперы мне все это спокойно передала по телефону. И вот они нашли для нас две программы – постановки “Садко” и “Золотого петушка”, а также две фотографии, и это все!!! А ведь богатейшая “Опера” во всем мире, а музеяи архивов нет! Затем я начала искать частным путем, еще нашла пару фотографий. Сегодня пошла в библиотекуи нашла ряд рецензий чуть ли не о всех операх, шедших здесь, в Нью-Йорке,и других городах. Но библиотека нам, конечно, не отдаст эти рецензии, и я решила снять фотостаты с них – получится неплохо: начиная с 1908 года собрала рецензии видных музыкальных критиков. Мне очень вольно – особенно потому, что именно теперь, если бы могли найти фотографии с Ваших картин и эскизови рисунков к “Снегурочке”, “Садко”, “Царю Салтану” и другим операм, вот бы послали достойную коллекцию! Но где это все теперь? Где все эти картины? Все отзывыв газетах, журналах о чикагской постановке “Снегурочки”? С ужасом узнала, что, так как Чикагская опера уже давно не существует, то и всеих архивы (если только таковые у них были), костюмы, декорации куда-то безнадежно пропали, исчезли с лица земли. Опять подумала о культурности, которая совершенно неизвестна здесь – не берегут,не сохраняют того, что составляет культурные накопления. На чем Вы именно, родной Н.К., могли бы дать так много касающегося жизни и Вашей совместной работы с Римским-Корсаковым – как это сделать? Или, вернее, что нужно для этого сделать? Мне очень обидно, что АРКА должна собирать крохи, в то время как мы могли бы собрать истинные сокровища. И я понимаю, что в Москве все истинно оценят – будут большие торжества (несмотря на войну), и, вероятно, создастся музей его имени».

Кто мог бы подумать, что театр, претендующий на культуру,не имеет даже архива своей деятельности! Поразительно и знаменательно!Но вот что истинно знаменательно – Русь во время неслыханной войны, в дни бытовых бедствий торжественно празднует столетие со дня рождения Римского-Корсакова. Этим праздником народ заявил о своей культурности, о бережливостис народным достоянием. Народ русский научился ценить свои сокровища – в этом истинный путь восхождения.

Замечательна жизнь Николая Андреевича. В своем неисчерпаемом творчестве он шел впереди, совершенствуясь до самой кончины. Утонченны его последние творения: «Китеж», «Царь Салтан», «Золотой петушок». Но и начальные композиции, как «Снегурочка», уже показали всю мощь его великого таланта. А «Садко», «Шахерезада», «Майская ночь» и вся несчетная сокровищница романсов, симфоний – какой творческий подъем гремел без устали! И не всегда было легко великому композитору. Он был инспектором военных духовых оркестров. Затем был инспектором Консерватории (даже не директором).Мы помним, как пустовали Беляевские концерты, а ведь там исполнялись лучшие русские творения. И весь этот трудный жизненный путь, все семейные заботы, все бурления Консерватории не понизили творчества. Наоборот, оно росло и цвело. Кроме своих композиций, Римский-Корсаков находит время оркестровать неоконченные вещи Мусоргского и уделить сотрудничество в «Великой кучке». Для всего великий творец находил время и сердечную внимательность. Целый ряд поколений композиторов и музыкантов воспитал Николай Андреевич. Велико было его знание русского народного творчества, и оркестровка Римского-Корсакова дала целую блестящую плеяду последователей. Он умел щедро давать. Быть творцоми педагогом тоже нелегко.

Римский-Корсаков – явление незаменимое, и радымы были узнать, что Русь воздает ему заслуженный почет…


Н. К. Рерих. Художники жизни. 1944