Николай Яковлевич Мясковский Биография Мясковского

Категория: Композиторы

Николай Яковлевич Мясковский [8(20).4.1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша, — 8.8.1950, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке. В 1899—1902 годах учился в Военно-инженерном училище, затем состоял на военной службе в Москвеи Петербурге (до 1908 года). Одновременно занимался музыкально-теоретическими предметами под руководством Р. М. Глиэра и И. И. Крыжановского.В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова). В консерватории началась большая дружба Мясковского с С. С. Прокофьевым, продолжавшаяся до конца жизни. Тогда же произведения Мясковского начали исполняться в концертахи издаваться(1-я симфония, 1908; симфониетта, 1910; симфоническая притча «Молчание», 1909; 2 струнных квартета, соната и др. пьесы для фортепиано, ряд вокальных сочинений). С 1911 года выступал как музыкальный критик в московском журнале «Музыка». Особенно большое значение имела его статья «Бетховен и Чайковский» (1912). В начале 1-й мировой войны 1914—1918 годов был мобилизован, находился на передовых позициях. По признанию композитора, впечатления войны послужили к «просветлению» его музыкальных мыслей (4-я и 5-я симфонии, 1918). После Великой Октябрьской социалистической революции Мясковский работал в Морском генеральном штабе, в 1921 году был демобилизован и жилв Москве.Один из авторитетнейших русских музыкантов, Мясковский с первых лет Советской власти трудился на пользу нового общества. С 1919 года он работалв Наркомпросе, музыкальном издательстве; в 1932—1948 годах был членом оргкомитета Союза советских композиторов. С 1921 года профессор Московской консерватории, воспитавший более 80 композиторов, среди которых — В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян,Д. Б. Кабалевский,В. Г. Фере,Г. Г. Галынин.

Николай Яковлевич Мясковский — один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфонийи ряда др. сочинений для симфонического оркестра. Для творчества Мясковского характерны: самостоятельное претворение классических традиций, многообразие содержания при воплощении тем, образов и эмоций современной действительности, сложность и серьёзность музыкального мышления, неустанные поиски нового, неоднократное обращение к народным образцам при весьма свободной их трактовке, высокое художественное мастерство. Почти каждая симфония ставит новую творческую задачу. Особенно выделяются песенные образы 5-й симфонии, трагические — 6-й (1923), героические — 16-й (1936), лирические — 21-й (1940; Государственная премия СССР, 1941), 27-й (1950; Государственная премия СССР, 1951) симфоний; 19-я симфония (1939) написана для духового оркестра. Мясковский — автор ряда камерных ансамблей, прежде всего 13 струнных квартетов (в том числе 9-й — Государственная премия СССР, 1946, и 13-й — Государственная премия СССР, 1951). В тесной творческой связи с советскими исполнителями созданы Мясковским концерты с оркестром — для скрипки (1938) и для виолончели (1944; Государственная премия СССР, 1946).

Среди др. сочинений Мясковского — сонаты для фортепиано (9), для виолончели (2, в том числе 2-я — Государственная премия СССР, 1950); вокальные произведения — кантаты «Киров с нами» (слова Н. С. Тихонова, 1942) и «Кремль ночью» (слова С. А. Васильева, 1947), циклы романсов на слова Е. А. Баратынского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванова, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, А. А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова, С. П. Щипачёва, Р. Бёрнса, массовые песни, хоры и др. Награждён орденом Ленина.


Большая советская энциклопедия