Пауль Хиндемит Биография Хиндемита

Категория: Композиторы

Пауль Хиндемит (Paul Hindemith) (16.11.1895, Ханау-на-Майне — 29.12.1963, Франкфурт-на-Майне) — немецкий композитор, альтист и дирижер. Музыкальное образование получил во Франкфуртской консерватории, где занимался по классу скрипки и по классу композиции у Б. Зеклеса и А. Мендельсона.В 1915–1923 годах скрипач-концертмейстер оркестра Франкфуртского оперного театра. В 1921–1929 годах альтист известного струнного квартета Амара, с которым концертировал в различных странах; этот квартет исполнил первые камерные произведения Xиндемита. В 1927–1935 годах вел класс композиции в Берлинской высшей музыкальной школе. В 1935 году, преследуемый нацистами из-за своей дружбы с еврейскими музыкантами, Xиндемит был вынужден эмигрировать. После нескольких лет пребывания в Турциии Англии Xиндемит поселился в 1939 годув США, где в 1940–1956 годах состоял профессором Йельского университета. Педагогическую и композиторскую деятельность Xиндемит совмещал с исполнительской, выступая в Европеи Америке как дирижер преимущественно собственных произведений. С 1954 года жил в Цюрихе, где преподавал композицию в университете.

В ранних сочинениях Пауль Xиндемит отходит от традиций музыкального искусства того времени. Его опера«Убийца — надежда женщин» (пост. 1921), фортепианная сюита «1922» и некоторые другие произведения вызывали бурную оппозицию академических кругов. Культивируя конструктивистский линеарно-полифонический стиль письма, Xиндемит создает остро динамичные и гротесковые произведения (оперы «Новости дня», «Нуш-Нуши»и др.). Одновременно он сочиняет семь циклов полифонических пьес для различных инструментов под названием «Камерная музыка» — своеобразную стилизацию контрапунктического искусства барокко. Лучшим сочинением Xиндемита 1930-х годов является опера «Художник Матис» (пост. 1938, Цюрих), музыка которой тематически связана с трехчастной симфонией под тем же названием (1934). Известность получили его «Симфонические метаморфозы на темы Вебера» (1943).

Композитор высокой продуктивности, он создал множество разнообразных произведений во всех жанрах музыкального искусства. С годами стиль его значительно прояснился, во многих своих сочинениях он затрагивает большие философские и гуманистические темы. Xиндемит является одним из видныхи последовательных противников додекафонии и всех производных от нее систем. В 1930-е годы он много внимания уделял сочинению «бытовой музыки» (Gebrauchsmusik); им созданы сотни несложных по языку инструментальных и вокальных произведений для любителей.

Пауль Xиндемит — автор нескольких учебников по композиции, гармонии, а также книги «Мир композитора» (1952), в которойон излагает свои эстетические взгляды.


М. Ю. Миркин.