Птр Ильич Чайковский Биография Чайковского

Категория: Композиторы

Петр Ильич Чайковский (7.5.1840, Воткинск Вятской губернии — 6.11.1893, Петербург) — российский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 года по 1861 год чиновник Министерства юстиции. В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепьяно у Р. Кюндигера.В 1861 году начал заниматься теорией музыки у Н. Зарембы. Дальнейшее музыкальное образование получил в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории (окончил в 1865 году); ученик Антона Рубинштейна. С 1866 года по 1878 год профессор Московской консерватории, в 1874–1876 годах музыкальный критик газеты «Русские ведомости». С 1878 года по 1885 год находился преимущественно в разъездах по России и за границейи занимался творческой деятельностью. С 1885 года директор Московского отделения Русского музыкального общества. В том же году поселился в с. Майданово близ Клина, в арендованной им даче. С 1887 года регулярно выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения. В 1888–1889 годах предпринял большие концертные поездки по Европе, в 1891 году — по городам США (в последний раз выступил как дирижер в Петербурге за 9 днейдо смертис первым исполнением VI симфонии).В 1892 году обосновался в Клину, под Москвой (ныне Дом-музейим. Чайковского).В 1892 году избран членом Института Франции, в 1893 году почетным доктором Кембриджского университета (Англия). Чайковский — один из величайших композиторов всех времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое наследие, поднял на небывалую дотоле высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет (в которомон соединил принципы симфонического развития с танцевальным действием), камерную музыку. В своей музыке Чайковский с потрясающей силой утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость. Идейная содержательность, гуманизм творческих устремлений, демократичность музыки, ее эмоциональная напряженность при исключительной искренности и простоте, ярко выраженная национальная сущность и народность музыки, могучий реализм и жизнелюбие, неисчерпаемое мелодическое богатство, подлинное, глубоко содержательное новаторство, выдающееся мастерство — таковы наиболее существенные особенности творчества Чайковского. Великий лирик, непревзойденный мастер отображения душевного мира человека, он был также великим певцом родной природы. Творчество Чайковского заслужило признание, любовь и популярностьво всем мире и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой музыки.

Сочинения.
Оперы: «Воевода» (1869), «Ундина» (соч. 1869, уничтожена), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876, перераб. в 1885 году в «Черевички», 1887), «Евгений Онегин» (1879), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892); Балеты: «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892); 4 кантаты,в т. ч. «Москва» (1883); 7 симфоний,в т. ч. «Манфред» (1885); 5 сюит; поэма «Фатум» (1868); увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» (1869, нов. ред. 1870, 1880), «Гамлет» (1888); фантазии «Буря» (1873), «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880); баллада «Воевода» (1891); 5 увертюр,в т. ч. «1812 год»; 3 марша для оркестра, в т. ч. Славянский марш (1876); Серенада для струнного оркестра (1880); 3 концерта; Концертная фантазия (1884); «Меланхолическая серенада» (1875); Вальс-скерцо (1877) для скрипки с оркестром; Вариации на темус рококо (1876); Пеццо-каприччиозо (1887) для виолончели с оркестром; секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892); 3 квартета; фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882); 106 пьес для фортепьяно, в т. ч.2 сонаты; Детский альбом (1878); «Думка» (1886); 12 характеристических картин «Времена года» (1876); Сентиментальный вальс (1882); 104 романса,в т. ч. «Нет, только тот, кто знал», «Забыть так скоро», «Хотел быв единое слово», «Страшная минута», «Серенада Дон-Жуана», «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «Кабы знала я», «День ли царит», «Благославляю вас, леса», «Ночи безумные», «Растворил я окно»; музыка к спектаклям,в т. ч. к «Снегурочке» Островского (1873) и др.; книга «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871), статьи.