Роберт Александр Шуман Биография Шумана

Категория: Композиторы

Роберт Александр Шуман (Schumann) — знаменитый германский композитор, родился 8 июня (27 мая) 1810 годав саксонском городе Цвикау, умер 29 (17) июля 1856 года. Композиторский дар проявился у Шумана очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступилв Лейпцигский университет, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг — этот музыкальный центр Германии — давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828–1829 годам, относится изучение им игры на фортепианоу Фридриха Вика. Шуман перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремление к музыкене ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим знатоком музыки, советовавшим Шуману обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Шумана, убеждавшего ее согласитьсяна перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Шумана: в 1830 году, переселившись в Лейпциг,он окончательно посвятил себя музыке. Сначала он занялся игрой на фортепиано,но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратилсяк композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 года, изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Шумана и уже в 1833 годуон выступил с ор. 7, impromptu ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений. В 1834 году он предпринял издание газеты: «Neue Zeitschrift fur Musik», восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергиейи убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Шумана продолжалась до 1844 года.В 1854 году его статьи о музыкеи музыкантах вышли отдельным изданием («Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker», нов. изд.. Лпц., 1875). В 1834–1835 годах Шуман закончил свои бессмертные произведения для фортепиано — симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, «Davidsbundlertanze» ор. 6, «Kinderscenen» ор. 15, «Крейслериана», «Faschingschwank» ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836–1839 годах был у Шумана так велик, что, по его собственным словам, он «мог бы сочинять все дальше, дальше без конца». Особого распространения сочинения Шумана в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Шуман стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Венуне увенчалась успехом, но, благодаря ей, Шуман познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из нихи ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая, после первого ее исполненияв Лейпциге, под управлением Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Шумана на Кларе Вик, в 1840 году, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен «Dichterliebe». В 1841 году Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал)и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll.В 1842 году Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнныхи трио.В 1843 году Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату «Рай и Пери»,на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрезденес энтузиазмом.В том же году Шуман начал сочинение музыки к «Фаусту» Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя уВиельгорского была исполнена первая симфония Шумана, но особого значения, в смысле успеха композиций Шумана, его поездка по России не имела.В 1845 голу Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-mollи сочинил вторую симфонию c-dur.В 1847–1848 годахон написал оперу «Геновефа», в 1850 году данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как например Шпор, отнеслись к нейс большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за сочинение музыки в «Манфреду» Байрона, окончил музыку к «Фаусту» Гете, написал цикл «Bilder aus Osten» в четыре руки. Музыка к «Фаусту» была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 году,в сотую годовщину дня рождения Гете. С 1850 года начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для него, хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры «Мессинская невеста», «Герман и Доротея» и «Юлий Цезарь», легенда «Странствование Розы» (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к «Фаусту», фантазия для скрипки и оркестраи пр. (1853). К 1852 году имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта «шумановская неделя» имела лишь средний успех. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания. Шуман всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 году появились первые признаки душевной болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 годув санаторий близ Бонна, Шуман скончался через два года. В 1880 году, на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Шуману на его могиле в Бонне.

Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830-1853). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика идеалиста — все это придает фортепьянной литературе Шумана особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений Шумана, даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность.Как богатыйи своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Шуман стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Шумана, отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт а-mollс оркестром.От фортепьянной литературы Шуман перешел к вокальной.На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Шуман выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку,но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Шуман придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это — скорее фортепьянная партия. Для своих романсов и песней Шуман пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Шумана был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли композитора. В области симфонии, за которую Шуман взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, не смотряна далеконе виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, не смотряна формы,не являющиеся,в большинстве случаев, новым словом в искусстве.Сила симфоний Шумана заключается в богатствеи свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur, так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Шуман хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом.Из увертюркрупнейшие — к «Манфреду» и «Геновефе». В камерной музыке и в концертной Шуман дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартетеи квинтете для фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Шуману вполне: его опера «Геновефа» редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила в натуре Шумана: его «Рай и Пери» — одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к «Манфреду» Байрона и «Фаусту» Гете. В духовной музыке Шумана (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Шумана охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Шуман в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер 46 лет,в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности.


Брокгауз Ф. А.,Ефрон И. А. «Энциклопедический словарь».