Сергей Иванович Танеев Биография Танеева

Категория: Композиторы

Сергей Иванович Танеев (1856-1915) — русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог. Родился во Владимире13 (25) ноября 1856 годав дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович — известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра — фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 годус золотой медалью по классам фортепиано Н. Г. Рубинштейнаи композиции П. И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а такжеих редактороми аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 годах по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905 году, в знак солидарности с Н. А. Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева — композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. М. Ляпунов, Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советамик Танеевуи после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л. Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом)и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников). После смерти Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни — как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности.В период после 1905 годаон был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т. д.С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889–1906; издано в 1909 году)и незаконченноеи изданное посмертно «Учение о каноне».

Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москвеи сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера («Орестея», первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895 году),и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева — поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев — автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты «Иоанн Дамаскин» на стихи А. К. Толстого (1884) и монументального полотна «По прочтении псалма» на стихиА. С. Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.

Сергей Иванович Танеев умер в Москве6 (19) июня 1915 года.


Бельканто.ру —в мире оперы