Сергей Сергеевич Прокофьев Биография Прокофьева

Категория: Композиторы

Сергей Сергеевич Прокофьев [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области,— 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и1903 годов —Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку.К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции (учился у Лядова, Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 году — дирижирования (у Черепнина) и фортепиано (у А. Н. Есиповой).В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композиторомН. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.

Становление Сергея Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себеих влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимостии самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы («Сарказмы», «Мимолётности»), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы Прокофьевым созданы 2 оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по Достоевскому, 1915–1916,2-я редакция 1927), балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915-1920), «Классическая» (первая) симфония (1916-1917), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева — активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на словаАхматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-1915); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута…». С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр — исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связис постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он живётв Германии, а с 1923 года —в Париже. Зарубежный период творчества Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъездаза границу,и экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым, поставившим в 1921 году «Сказку про шута…», стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-1947), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром(1917–1921, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Прокофьева стала снижаться — давал себя знать длительный отрыв от Родины. «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни» («Сергей Прокофьев». Статьи и материалы, 1965, с. 377).В 1927,1929 годах композитор приезжает на гастролив СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину.

Он становится в ряды активных строителей советской музыкальной культуры. В течение нескольких лет (с 1933 года) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве Прокофьева наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936), в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Опера «Семен Котко» по повести «Я сын трудового народа» Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения современной темы в оперном театре. Значительное место в предвоенные годы занимала работа Прокофьева для драматического театра и кинов содружествес крупнейшими советскими режиссёрами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений Прокофьева стала музыка к кинофильму «Александр Невский» Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества Прокофьева, ярко раскрывшуюся в последующихсочинениях — кантате «Здравица» (1939) на народные тексты, в музыкек фильму «Иван Грозный» (1942–1945;в редакцииМ. И. Чулаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др.В 1930-е годы Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935), симфоническую сказку «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 1930 — начало 1940-х годов отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в монастыре» по пьесе Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка» (Государственная премия СССР, 1946). Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941–1945 годов. Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Льва Толстого (1941-1952) — одно из центральных произведений в творчестве Прокофьева и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939–1942; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-1948).

В послевоенные годы творчество Сергея Прокофьева приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты. Всё большее место начинают занимать в нём светлые лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита «Зимний костёр» (1949) и оратория «На страже мира» на текстыМаршака (1950) —за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет «Сказ о каменном цветке» по Бажову (1948-1950); 7-я симфония (1951-1952), за которую Прокофьев первым из советских композиторов был удостоен Ленинской премии (1957).

Государственная премия СССР в 1946 году за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма «Иван Грозный» и в 1947 году за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано.

Сергей Сергеевич Прокофьев вошёл в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству Прокофьева в высшей степени присущи действенность и активность.В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева — вдохновенная, глубокая и вместес тем внутренне сдержанная, кристально чистая. В процессе развития творчества Прокофьева всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др.оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом. Прокофьев существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опереза счёт широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, «Война и мир» сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи. Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.

Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыкеи оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955–1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени.


О. Б. Степанов.