Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Рахманинов

Категория: Композиторы

1 апреля2008 года исполняется 135 летсо дня рождения великого русского композитора, пианиста Сергея Васильевича Рахманинова. Его классические произведения, его романсы и гениальное мастерство пианиста знают и любятво всем мире. Прожив 26 летв эмиграции, Рахманинов остался истинно русским музыкантом, сохранившим и развившим традиции русской духовной культуры.


Анкетные данные


Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года.Умер 28 марта 1943 года. Похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

Длительное время местом рождения считалось имение его родителей — Онег, что недалеко от Новгорода.Но исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии, где он был зарегистрирован в церковной книге. Тем не менее, скорее всего, сразу же после рождения семья Рахманиновых переехала в Онег.

Рахманинов рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Александрович, учившийся у музыканта Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений были изданы в XVIII столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одаренности.

Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие».

На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переезд в Петербург. Осенью 1882 годаС. В. Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории и поселяетсяв семье Трубниковых.

Однако нелады в семье, развод родителей, отсутствие правильного надзора за мальчикоми его ранняя самостоятельность мало способствовали учению.

Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка по материнской линии С. А. Бутакова.По окончанию каждого года занятий в Петербургской консерватории она забирала внука к себев Новгород или близлежащее имение Борисово, где Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которыхон всегда отмечал национальные народопесенные истоки. В дальнейшем это отразилось на его творчестве.

Так как занятия Сергея Рахманинова в Петербургской консерватории в течение трех лет шли плохо, то мать его, по совету А. И. Зилоти, двоюродного брата Василия Аркадьевича Рахманинова и в то время уже известного музыканта, решает перевести сына в Московскую консерваторию и отдатьна воспитание профессору Н. С. Звереву. Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем,о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты ярких пианистов А. Н. Есипова,А. И. Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др., знакомится с С.И.Танеевым, В. И. Сафоновым, П.И.Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В конце1889 года Рахманинов уходит от Н. С. Звереваи поселяетсяв семье Сатиных — Александра Александровича и Варвары Аркадьевны — родной сестры отца. Перейдя весной на следующий курс консерватории, Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Его учителем по классу фортепиано становится А. И. Зилоти.

Еще в годы обучения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. 30 января1892 годаон дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений.

29 мая1892 годаС. В. Рахманинов заканчивает консерваторию с большой золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней!За нее присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятерку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнесся к «Алеко» не какк школьной работе, а какк творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась», — писал он своему брату. В те же годы появился Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных и любимых произведений Рахманинова.


Трудовая биография


Ободренный первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории быстро сочинил целый ряд произведений. Среди них — симфоническая фантазия «Утес», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Уже в возрасте20 летон стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова. Он работал всего лишь один сезон, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

В период с 1897 по1890 годы Рахманинов переживал тяжелый творческий кризис, связанный с провалом его Первой симфонии. В эти годы он периодически дает частные уроки и ведет концертную деятельность.

В 1900 году Рахманинов возвращается к композиторской деятельности; он пишет две части второго фортепианного концерта, законченного годом позже; тогда же написана вторая сюита для двух фортепиано. Успешное исполнение его Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1901 году полностью восстановило творческие силы Рахманинова и помогло вернуть уверенность в своих возможностях. Второй концерт для фортепиано с оркестром стал одним из знаменитейших произведений Рахманинова. Здесь сочетаются характерная для композитора колокольность и стремительное бурное движение. В этом национально-колористическая черта гармонического языка Рахманинова.

Также Вторым концертом открылся плодотворнейший период в композиторской деятельности композитора. Появляются прекрасные произведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы лучшие романсы, среди них: «Сирень», «Вокализ», «У моего окна». Крупнейшие симфонические сочинения этих лет — Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых». В эти же годы созданы: поэма-кантата «Колокола», прекрасное произведение для хора а cappella «Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А. С. Пушкину и «Франческа да Римини» по Данте.

Не меньшую известность Сергей Рахманинов приобрел и как пианист. С 1900 года Рахманинов постоянно концертировал в России и за рубежом.Он с успехом выступал во Франции,в Америке. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких пианистических трудностей: таким блестящим, виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но он также был и талантливым оперным и симфоническим дирижером, давшим своеобразное толкование многих классических произведений.

Дирижерский дебют Рахманинова состоялся 3 сентября1904 годав Большом театре. Здесь он вел целый ряд спектаклей, прежде всего — оперы русских композиторов. Под руководством Рахманинова были осуществлены новые постановки «Ивана Сусанина» М.И.Глинки и «Пиковой Дамы» П. И. Чайковского.В мае1907 годав парижской «Гранд Опера» Рахманинов провел один их четырех исторических концертов русской музыки (другими концертами дирижировали А.Никиш, К. Шевиллар и Н.Римский-Корсаков). Выступая с концертамив США, он не только дирижировал собственными сочинениями, но и предложил интересную трактовку произведений таких композиторов, как Чайковский и Моцарт.

Фортепьянная музыка занимает особое место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента — фортепиано. Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин,4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934) и др.

В 1915 году умирает товарищ и соученик Рахманинова по классу Зверева, великий русский композитор и пианистАлександр Скрябин. Концертный репертуар Рахманинова состоял главным образом из собственных сочинений. Но в память Скрябина Рахманинов дал несколько концертов из его произведений, в том числе и для того, чтобы поддержать в материальном плане семью Скрябина.

В годы Первой мировой войны создана «Всенощная» Рахманинова (1915) — большой цикл для хора без сопровождения на темы древних церковных напевов. К сожалению, «Всенощная» оказалась последним крупным сочинением, созданным на родине. Февральскую революцию 1917 года Сергей Рахманинов полностью поддержал, а вотк Октябрьской социалистической революции его отношение было крайне отрицательным. Дворянин и помещикне принял революцию рабочих и крестьян,и когдав конце1917 года его пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах, он поехал вместе с семьейи большев Россиюне вернулся.Он покинул родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество.

Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России,я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» — говорил он.

Сначала Рахманинов жил в Дании, где много выступал с концертами, зарабатывая на жизнь, потом, в 1918 году, переехал в США.С первого концерта в маленьком городке Провиденс в штатеРод-Айленд началась концертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25 лет.В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта. «Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» — было написано в однойиз рецензий.

Вплоть до 1926 года Сергей Рахманинов не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет.Лишь в1926–1927 гг. появляются новые произведения: Четвертый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки, все эти поздние сочинения отмечены глубоким трагизмом, пронизаны любовью к России. Рахманинов до конца жизни оставался русским композитором.

В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижерские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но онне согласилсяи лишь изредка вставал за дирижерский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.

В 1941 году Сергей Рахманинов закончил свое последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — «Симфонические танцы». Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак легких). Однако, несмотря на это,он продолжал концертную деятельность, прекращенную лишь незадолго до смерти.

Всего за шесть недель до смерти Рахманинов выступал с первым концертом Бетховена и со своей «Рапсодией на тему Паганини». Приступ болезни заставили прервать концертную поездку. Перед смертью на его имя пришла телеграмма от советских композиторов, поздравлявших его с семидесятилетием.


Сведения о родственниках


Сергей Рахманинов родился в семье генеральской дочери Любови Петровны Бутаковой (1853-1929) и отставного гусарского офицера Гродненского полка Василия Аркадьевича Рахманинова (1841-1916). Любовь Петровна получила в приданое пять имений с большими земельными угодьями (одно имение было родовое, другие — получены в наградуза службув кадетском корпусе отцом Петром Ивановичем Бутаковым), которые ее муж — «вертопрах», по выражению матери Любови Петровны, Софьи Александровны Бутаковой, — промотал менее чем за десять лет.

Мать — Любовь Петровна — была женщиной музыкально одаренной, образованной, эрудированной. Окончила консерваторию по классу фортепиано у известного педагога Антона Рубинштейна, неплохо пела.

Отец — Василий Аркадьевич Рахманинов — прекрасно музицировал, владел даром импровизации.

В семье родились шестеро детей: Владимир, Сергей, Аркадий, Елена, София, Варвара.

Жена — Наталья Александровна Рахманинова, в девичестве Сатина (1877-1951), окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано.

Дочь — Ирина, родилась в 1903 г.на тамбовской земле, в селе Ивановка. Ирина получила образование в Америке, окончив колледж и в совершенстве овладев английским и французским языками. В 20-30-е годы XX века жила в Париже. Здесь в 1924 г. Ирина вышла замуж за князя Петра Григорьевича Волконского, художника, сына эмигранта. Семейное счастье было недолгим, через год Волконский скоропостижно скончался в возрасте28 лет.Дочь Софья родилась уже после смерти отца в 1925 г. Во время Второй мировой войны Ирина с Софьей успели покинуть Париж до захвата его немцами. Они переехалив Нью-Йорк. Княгиня Ирина Волконская скончалась в 1969 г. Ее дочь Софья умерла в 1968 г.на Багамских островах.

Дочь — Татьяна, родилась в 1907 г.в селе Ивановка. Образование получила в Америке, окончила гимназию в Нью-Йорке.С 30-х годов ХХ века Татьяна жила в Париже. Здесь она вышла замуж за Бориса Юльевича Конюса, сына известного музыкального педагога, скрипача и композитора, учившегося вместе с Рахманиновымв Московской консерватории. У Татьяныи Бориса родился сын, Александр. Всю Вторую мировую войну Татьяна прожила в Париже.В 30-е — 40-е гг. Татьяна следила за имением родителей в Швейцарии, впоследствии наследовала его. Умерла Т. Конюс в 1961 г.

Александр Рахманинов-Конюс — единственный внук великого композитора. Имение Сенар в Швейцарии принадлежит ему, он наследник архива, автографов, писем С. В. Рахманинова. Александр — юрист, очень много делает для сохранения памяти о знаменитом деде. Он часто приезжает в Россию, является организатором конкурсов им. С. В. Рахманинова, президентом Международной ассоциации друзей Рахманинова, организатором Рахманиновских торжеств в Швейцарии.


Личная жизнь


В сердце великого композитора не раз вспыхивала любовь, которая подвигала его на сочинение прекрасных лирических романсов.

Гостя летом в Ивановке,в имении сестры своего отца, семнадцатилетний Сергей Рахманинов встретился там с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Верочка, которую Сергей прозвал «Психопатушка». Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответилей взаимностью.Это была чистая юношеская любовь. Своей «Психопатушке» он посвятилв то изумительное для них лето в Ивановке созданный там же романс «В молчанье ночи тайной» (на стихи А.Фета). Уехав в Москву,он писалей трогательные, возвышенные письма, которых было написано более 100 штук.Но почтив то же время восемнадцатилетний Сергей Рахманинов безоглядно влюбляется в жену своего друга Петра Лодыженского, Анну Лодыженскую, кроткую и ласковую женщину с огромными черными глазами, сестру известной цыганской певицы. Ей он посвятил свой романс «О нет, молю, не уходи!»

А Верочке Скалон Сергей оставил, кроме романса «В молчанье ночи тайной», еще два бесценных подарка: романс для виолончели и фортепьянои вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Но уже в 1893 годуон увлекся Натальей Александровной Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет и с которой провел практически все отрочество. Ей 20-летний композитор посвятил изумительный романс «Не пой, красавица, при мне». 29 апреля1902 года они поженились. 14 марта1903 годав семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня1907 года — дочь Татьяна.

Людмила Ростовцова, дальняя родственница Сергея Рахманинова, сестра Верочки Скалон, писала полвека спустя: «Сережа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Мы радовалисьза Сережу, зная, в какие надежные руки он попадает…» Молва приписывает Сергею Рахманинову еще много романов. Высокий, красивый, неизменно элегантный, он имел множество поклонниц. За свою жизнь С. Рахманинов написал более 80 романсов, каждый из которых имел посвящение какой-то женщине. Так, в сентябре1916 года всего за двес половиной недели им были написаны шесть романсов, посвященные молодой 22-летней певице Нине Кошиц (ее полное имя — Нина Павловна Порай-Кошиц).В октябре прошли ее концерты,на которыхей аккомпанировал Сергей Рахманинов, потом прошли их гастроли по многим городам России. Рахманинов не скрывал своей влюбленной восторженности, что давало почву для пересудов. Но революцияи эмиграция Рахманинова положили конец этой истории. В эмиграции им не было написано ни одного романса. Последние восемнадцать лет Сергея Васильевича в его гастрольных поездках сопровождала его жена, которая делила с ним все тяготы длительных переездов, многочисленных пересадок и утомительных бессонных ночей. Она оберегала его от сквозняков, следила за его отдыхом, едой, после концертов укладывала вещи и, главное, морально поддерживала его. Сергей Васильевич называл свою жену «добрый гений всей моей жизни».


Увлечения


Главным увлечением Сергея Рахманинова (после музыки, разумеется) была техника. Всем гостям роскошной виллы «Сенар», расположенной под Люцерном и названной по первым буквам имен владельцев — Сергей и Наталья Рахманиновы, непременно демонстрировались лифт, пылесос и игрушечная железная дорога. А на свое изобретение — муфту с грелкой внутри для согревания рук перед концертом — Сергей Рахманинов даже получил патент. Поддерживал композитор и конструктора вертолетов — Сикорского, так что вертолетная промышленность США многим обязана русским людям — Сикорскому и Рахманинову.

Особой страстью Рахманинова были автомобили. Знаменитейший скрипач Натан Мильштейн вспоминал: «Рахманинов очень любил водить автомашину. Каждый год Рахманинов покупал новый «кадиллак» или «континенталь», потому что не любил возиться с ремонтом».

Почти каждое лето, гостя в Ивановке,он понемногу заинтересовался, а потоми сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям,он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободныеот занятий часы он проводилв поле среди крестьян, наблюдая за ходом работ. Нередко он завидовал тем, кто был свободнее его и мог больше времени отдавать хозяйству. Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведениев порядок внешнего вида усадьбы с ее большими садами и службами. Всякая неудача его искренне огорчала. Удачный посев, хорошая пахота, порядок в конюшне,в молочном хозяйстве сильно радовали его и всегда приводили в хорошее настроение.

У него была большая библиотека. Каждую осень он привозилс собойиз Европы наиболее понравившиеся ему прочитанные за лето книги. Давая их близкими друзьям,он делилсяс ними впечатлениями о прочитанном. Последние годы он увлекался также чтением речей знаменитых русских адвокатов и судебных деятелей, восторгаясь красотой их языка.Он также увлекался историей и читал много соответствующей литературы.


Враги


Вражда, возникшая между директором консерватории Сафоновым и Зилоти, была перенесена Сафоновым и на Рахманинова, когда последний был еще учеником консерватории. Сафонов недолюбливал его и как пианиста, и как человека. Поэтому в тяжелый период, в 1897–1899 гг., когда С. Рахманинов очень нуждался в каком-то заработке, рассчитывать на профессурув консерватории или на выступленияв концертах Русского музыкального общества он не мог. Возможно, что Сафонов переменил бы свое отношение к нему,если бы Рахманинов сделал шаг навстречу Сафонову. Но какни нуждался Рахманинов, конечно, ни гордость,ни самолюбие,ни достоинство никогда не позволили бы ему это сделать. При случайных встречах с Сафоновым, Альтани и другими власть имущими стоило только Рахманинову подумать, что его могут заподозрить в заискивании, как лицо молодого артиста делалось суровым, и он принимал совершенно неприступный вид. В последующий период, когда С. Рахманинов пытался совмещать все свои музыкальные специальности —и композиторскую,и исполнительскую,и дирижерскую, это вызывало много критических откликов в музыкальных кругах. Недолюбливавшие его консерваторские круги во главес Ипполитовым-Ивановым говорили, что с ним никто не уживется, так как он слишком требователен, суров и непреклонен,а одиниз музыкальных критиков писал, что «Рахманинов жжет свою свечу с трех концов».


Соратники


Сергей Рахманинов, еще учась в консерватории, имел много друзей из музыкальной среды, среди них были и его сокурсники, и те, кто уже был связан с музыкой профессионально — музыканты, композиторы, певцы. Так, он был дружен с композитором Петром Лодыженским, его своячничей -Надеждой Александровной, знаменитой в то время цыганской певицей.

Учась в Московской консерватории, Сергей Рахманинов тесно сошелся с Александром Скрябиным, будущим великим русским композитором и пианистом,с которым продолжал дружить до самой его смерти в 1915 году.Еще одним товарищем, с которымон был дружен в годы учебы, был Юлий Эдуардович Конюс. Он, также как и Рахманинов, эмигрировал после революции и жилво Франции, где они впоследствии часто встречались, и с которым Рахманинов переписывался на протяжении многих лет. Впоследствии его младшая дочь вышла замуж за сына Конюса.

Последние несколько лет учебы в консерватории Рахманинов часто общался с П. И. Чайковским, который внимательно наблюдал за талантливым студентом и во многом помогал ему. Долгие годы дружбы соединяли Рахманинова и с его учителем и старшим товарищем С. И. Танеевым. Придя на должность второго дирижера в театреС. И. Мамонтова, Рахманинов встретился с выдающимися русскими художниками и артистами — В.Серовым, К.Коровиным, Н. И. Забелой-Врубель.Там же завязалась тесная дружба с великим певцом Ф.И.Шаляпиным, который оставался ближайшим другом Рахманинова до конца жизни.

Живя три года в Дрездене,он встретился там с русским музыкантом Н. Г. Струве. Знакомство их скоро перешло в большую дружбу, которая не прекращаласьдо самой смерти Струве, трагически погибшего в 1920 году. Также он близко общался с известными музыкантами — Метнером, Брандуковым, Морозовым.


Слабости


К слабостям Сергея Рахманинова можно отнести то, что он очень тяжело переносил какие-либо неудачи. Они надолго выводили его из равновесияи приводилик уныниюи депрессиям.К тому же, Сергей Рахманинов был не слишком хорошим педагогом. Частные уроки, которые он вынужден был давать в период1987–1990 гг., вызывали у него отвращение, его раздражало неумение учеников, их непонимание.Он былс ними вспыльчив, нетерпелив. Возможно, это сказалось на его отношении к преподаванию и в дальнейшем, поэтому у Рахманиноване было учеников и последователей его мастерства.

Увлечение Рахманинова автомобилями, первый из которыхон приобрел еще в 1914 году,со временем превратилась в настоящую слабость музыканта. Сергей Васильевич «страдал» от нанесенной автомобилю царапины, отменял поездки, если накрапывал дождь, чтобы, не дай бог, как-нибудьне пострадала окраска машины, и ни за чтоне давал,за очень редкими исключениями, управлять машиной другим лицам. Такое отношение к автомобилям было предметом частых шуток в семье,но Сергей Васильевич оставался непоколебимым.

Шоферы, служившие у него, знали, как угодить Сергею Васильевичу. Кажется, ничто не доставляло ему такого удовлетворения, как подача машины в хорошем виде, то есть вымытой и блестящейот начищенных металлических частей.

Еще одной слабостью Рахманинова была любовь к хорошим костюмам. Исключительно скромный в привычках, редко тративший на себя деньги, Сергей Васильевич не жалел средств, когда речь шла о хорошей одежде. Он одевался всегда у лучшего портного Англии. Рахманинов, смеясь, рассказывал со слов своего английского менеджера историю, как после его концерта один из слушателей, встретив этого менеджера, обратился к немус вопросом не об игре Сергея Васильевича, не об исполнениикакого-нибудь произведения, а о том,у какого портного так поразительно хорошо одевается Рахманинов. Посетитель был очень доволен, узнав, что портной английский. Музыка Сергея Васильевича произвела на него меньше впечатления, чем костюм.


Сильные стороны


Музыкальный талант Сергея Рахманинова проявился очень рано. Уже в четыре года он игралсо своим дедом на фортепианов четыре руки. Учась в консерватории,он поражал своих учителей феноменальным слухом и памятью.Ему достаточно было посмотреть ноты пьесы, и он уже мог ее сыграть. Современники в музыкальном кругу ставили Сергея Рахманинова очень высоко уже в очень юном возрасте. Обратив внимание на талантливого студента, П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Все творчество Рахманинова пронизано русским духом. В нем отражены детские впечатления от народных песен, церковной русской музыки.

В 47 лет покинув Россию, он до конца остался патриотом, глубоко переживающим свою разлуку с родиной. Находясь в эмиграции,он писал: «Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя — русская…» Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одногоиз своих концертов Рахманинов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом.Хочу верить, верю в полную победу».

По-видимому, это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памятии наследию великого композитора.

Сергей Рахманинов постоянно занимался благотворительностью.

Так, выступая в Петербурге,он передает половину сбора от концерта21 февраля1916 года музыкальному фонду, а половину сбора от концерта26 февраляв Москве — Союзу городов. Кроме того, Рахманинов решает еще раз выступить в сезоне1917 годаи отдает весь сбор на нужды армии. На этот раз, чтобы собрать наибольшую сумму денег, концерт устраивается в Большом театре, и Рахманинов для привлечения публики играет в один вечер три концерта: Концерт Листа, Концерт Чайковского и свой Второй концерт. В 1921/22 годах Сергей Васильевич дает с 10 ноября по 21 апреля шестьдесят четыре концерта в Америке. Сборы с двух последних концертов в Нью-Йорке поступили на нужды русских людей. Сбор с21 апреля пошел на помощь русским студентам в Америке.Сбор с симфонического концерта 2 апреля,в котором Сергей Васильевич опять исполнял свои Второй и Третий концерты под управлением Дамроша, был передан через организацию ARA (American Relief Administration) в пользу голодающих в России. Сергей Васильевич настоял на том, чтобы часть этой суммы была истрачена организацией на помощь его сотоварищам по профессии: артистам, музыкантам и персоналу русской консерватории, филармонических училищ и оперных театров, включая, конечно, и членов оркестров и хоров.В этот тяжелый и страшный для России год Сергей Васильевич посылал, кроме того, очень большое количество индивидуальных посылок: родным, знакомым, музыкантам, актерам, художникам, ученым, преподавательскому персоналу некоторых средних школ и школы живописи и ваяния, профессорам многих высших учебных заведений Петрограда, Киева, Харькова и других городов. В Москву посылки были отправлены во все без исключения высшие учебные заведения для распределения между наиболее нуждающимися. Эти посылкис сахаром, мукой, жирами и прочими пищевыми продуктами посылались и через ARA, и просто по почте. По припискамк пришедшим обратно распискам в получении пакетов можно видеть, как оценили эту память и внимание Сергея Васильевича в России, как сильны и трогательны были слова благодарности.

Поразительны упорство и настойчивость,с которыми Сергей Васильевич продолжал свои ежедневные занятия. Несмотря на огромный успех, которым сопровождалось каждое его выступление, он не почилна лаврах, а, наоборот, становился к себе все требовательнее, стремясь к дальнейшему усовершенствованию в исполнении вещей. Нередко после концерта он бывал недоволен собой и делался мрачным, потому что ему еще не совсем удалось сыграть какую-нибудь вещь так, как он хотел, как он ее чувствовал.И тут никакие похвалы, вызовы и овации делу не могли помочь.


Заслуги и провалы


Величайший композитор, виртуозный пианист, блестящий дирижер, чьи произведения знают и ценятво всем мире, рано приобрел известность.

После окончания с отличием Московской консерватории, где его имя написано золотыми буквами на памятной мраморной доске, которая до сих пор находится в учебном корпусе и первыми произведениями, имевшими огромный успех, он испытал удар, который заставил потерять веру в себяна долгих три года. В 1895 году Рахманинов заканчивает свою первую симфонию, которая в начале1897 года была исполнена в одном из «Русских симфонических концертов» под управлением А. К. Глазунова. Симфония потерпела фиаско, ее не поняли.По словам родственницы Рахманинова Л. Д. Ростовцевой-Скалон, Глазунов флегматично стоял у пультаи также флегматично ее провел. Симфония не понравиласьни публике,ни критике. Цезарь Кюи писал, например, в своей рецензии, что автор талантлив, но что,если быв аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был быв ней первым учеником. Это до такой степени расстроило Рахманинова, что он впалв депрессию.Ему даже пришлось лечиться у психиатра.В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного доктора Николая Даля помогла ему выйти из кризиса.

И еще один период в жизни был отмечен творческим кризисом композитора. Его эмиграцияиз России очень сильно подействовала на него, и в течение почти десяти лет С. Рахманиновымне было написано ни одного произведения, вся его деятельность сводилась в основномк исполнительской, хотя и имела грандиозный успех как в Америке, так и в Европе.


Компромат


29 апреля1902 годав церквушке 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы состоялось венчание Сергея Рахманинова и Натальи Сатиной. Шел сильный ливень, в церкви почти не было людей, и церемония проходила как-то наспех. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодые уехали на вокзали взяли билеты в Вену, откуда уехали дальше в свадебное путешествие. Спустя несколько месяцев они вернулись в Россию,но еще некоторое время жили в Ивановке, где родилась их первая дочь. Почему же все происходило таким образом? Дело в том, что Сергей и Наталья были двоюродными братом и сестрой. Браки между близкими родственниками были запрещены, и на их проведение требовалось личное разрешение государя-императора России, которое давалось в исключительных случаях. Прошение было послано, но женихи невестане стали дожидаться ответа от царя — и рискнули, несмотря на угрозу больших неприятностей, нарушить закон. Все обошлось,и молодые вернулись в Москвув свою квартиру на Воздвиженке. Супруги прожили вместе всю жизнь, но слабое здоровье дочерей, их постоянные болезни постоянно напоминали о последствиях кровосмешения.


Досье подготовил Дионис Каптарь
KM.RU 1 апреля2008