Винченцо Беллини Биография Беллини

Категория: Композиторы

Винченцо Беллини (Bellini) (03.11.1801 —24.09.1835) — итальянский композитор. Сын органиста. Учился в консерватории Неаполя у Н. Цингарелли.Уже ранние инструментальные произведения Беллини свидетельствовали о его выдающемся даровании. В 1825 году на сцене консерватории была представлена первая опера Беллини «Адельсон и Сальвини», тепло принятая зрителями. Лучшие театры Италии обратились к Беллинис заказами; для театра «Сан-Карло»в Неаполеон написал оперы «Бианка и Фернандо» (1826), для миланского театра «Ла Скала» — «Пирата» (1827), в котором центральную роль исполнял известный тенор Дж. Б. Рубини. Большой успех имели оперы «Чужестранка» (пост. 1829) и «Капулети и Монтекки»на сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (пост. 1830). О последней опере восторженно отзывался Гектор Берлиоз, живший в те годы в Италии. Успеху опер способствовало сотрудничество с либреттистомФ. Романи, прекрасно чувствовавшим особенности творчества Беллини.

Последующие произведения упрочили славу Беллини. Это были «Сомнамбула» (в России шла под названием «Невеста-лунатик») и «Норма» (обе пост. 1831). Идиллический сюжет «Сомнамбулы» очень подходил к лирическому дарованию Беллини. Опера «Норма», созданная в годы подъема национально-освободительного движения, была восторженно принята итальянцами; тема оперы перекликалась в сознании слушателей с идеей освобождения родины. Хоры жрецови воинов из «Нормы» вызывали у публики патриотические демонстрации. Большую популярность приобрели и лирические мелодии оперы. Музыка «Нормы» оказала известное влияние на молодогоВагнера.

В 1833 году Беллини переехал в Париж, где в Итальянском театре была поставлена его последняя опера «Пуритане» на сюжет романа Вальтера Скотта (1835), написанная в стиле «большой оперы» под влиянием россиниевского «Вильгельма Телля». Мейербер, Лист и особенноШопен, находившиеся в те годы в Париже, высоко ценили талант Беллини и предсказывали ему большое будущее. Но внезапная смерть рано оборвала жизнь композитора.

В операх Беллини проявился его обаятельный мелодический дар; лучшие страницы его произведений отличаются искренностью, непосредственностью чувства, романтической мечтательностью. Обладая значительным лирическим талантом, Беллини сумел в ряде опер («Норма», «Пуритане») передать и глубоко драматические переживания своих героев. Он часто использовал в опере формы народной музыки. Хотя Беллини отводил оркестру второстепенную роль (по словам Р. Вагнера, оркестр Беллини напоминает «гигантскую гитару»), в его партитурах есть немало страниц, блещущих яркими оркестровыми красками (например, в увертюрек опере «Норма»). Лучшие певцы своего времени охотно выступали в операх Беллини; партии Сомнамбулы, Нормы были в репертуаре Дж. Пасты, М. Малибран,Э. Альбани,А. Патти, Дж. Гризи и др.

Мелодии Беллини служили основой для произведений других композиторов. Так, Глинка написал Серенаду для фортепьяно, струнного квартета и контрабасана темуиз оперы «Сомнамбула» и две фортепьянные пьесы на мелодииииз оперы «Капулети и Монтекки»,Г. Эрнст — скрипичную фантазию на темыиз оперы «Пират», Шопен — фортепьянные вариации на тему из «Пуритан» и т. д.

«Я всегда питал большую симпатию к Беллини,— писал Чайковский.— Еще ребенком я плакалот силы чувства, которое возбуждали во мне изящные, всегда проникнутые меланхолией мелодии его…».


М. Ю. Миркин.