В биографии Вольфганга Амадея Моцарта, 250 летсо дня рождения которого отмечается 27 января, практически нет «белых пятен». Однако образ великого композитора по-прежнему окружен множеством легенд и домыслов, которые по большей части противоречат реальным событиям и возниклив результате неверных представлений о прошлом,а тои сознательных фальсификаций. Каким расхожим утверждениям о Моцарте можно верить, а каким нет? Долгие годы даже среди солидных ученых тои дело возникали на сей счет серьезные разногласия. Однако былые споры давно стихли, и сегодня современная наука вполне в состоянии опровергнуть лживые мифы и развеять стойкие заблуждения. Остановимся на некоторыхиз них, наиболее распространенных..
Был ли Моцарт австрийским композитором? Казалось бы, что за вопрос? «Конечно, был!» — сходу ответят многие и будут тысячу раз правы. Но лишь отчасти. Дело в том, что Зальцбург, подаривший миру музыкального гения, был присоединен к Австрии только в 1816 году,т. е. спустя 25 лет после смерти композитора, а до тех пор город входил в состав соседней Баварии. Так что по происхождению Моцарт был если уж и не немцем, то, по крайней мере, баварцем. Разумеется, серьезного значения этому сегодня никто не придает, да и к чему задевать патриотические чувства австрийцев — ведь Моцарт является едва лине главным национальным символом. Правда, три года назад немецкая телевизионная компания ZDF выпустила «провокационный» документальный фильм, в котором причислила композитора к величайшим деятелям немецкой культуры. Однако ничего кроме небольшого междоусобного скандала из этогоне вышло — весь остальной мир остался непоколебим в своей уверенности, что Моцарт был и навсегда останется австрийцем.
Самый знаменитый из австрийцев. Не будемспорить — приведем лишь для иллюстрации несколько занимательных цифр. Моцарт прожил на свете ровно 13 097 дней, из которых3720 дней провел в путешествиях. Десять из 36 прожитых лет композитор находился вне Вены или Зальцбурга. В XVIII веке не было другого такого композитора, кто путешествовал бы так много и столь же охотно: ведь в те годы разъезжать по свету было не только утомительно, но и крайне опасно. Моцарт посетил более 200 городов,но основную часть своей сознательной жизни прожил в Венеи очень любил этот город. Едва там обосновавшись, он писал отцу: «Уверяю Вас, это прекрасное место. Вам это подтвердит любой, а хозяин,у которогоя снимаю квартиру, вообще убежден, что это лучший город в мире».
Кстати, в те годы Вена была одним из крупнейших городов Европы и насчитывала210 000 жителей, уступая лишь Лондону (800 000)и Парижу(600 000).В Амстердаме, Санкт-Петербурге, Неаполе и Венеции людей проживало примерно столько же,в Риме, Берлине, Гамбурге, Дублине и Милане — от 100 000 до 150 000,в Мюнхене, Лейпциге и Франкфурте — порядка 30 000–50 000, а в Зальцбурге или, например, в Веймаре — лишь около 10 000.К тому же Вена, будучи процветающей европейской столицей, открывала для творчески одаренных людей пленительные перспективы, а главное — возможность общаться с самой разнообразной публикой, завоевать широкое признание и популярность.
Чудо по имени Моцарт. Был ли Моцарт вундеркиндом? Судите сами. Его музыкальный дар, который он, по всей видимости, унаследовал от отца, скрипача и талантливого педагога Леопольда Моцарта, проявился очень рано. В три года малыш уже начал играть на клавесине,в четыре — отец стал обучать его игре на фортепиано, а в семь Вольфганг самостоятельно овладел скрипкой. Как музыкант Моцарт впервые обратил на себя внимание еще в четырехлетнем возрасте, когда неожиданно, без предварительных репетиций подыграл скрипичному дуэту, который исполняли его отец и знакомый скрипач Андреас Шахтнер. При этом малыш сыграл так чисто и выразительно, что взрослые в изумлении отложили инструменты, а Леопольд даже прослезился.
Об этом случае рассказала в своих воспоминаниях Наннерль, старшая сестра Вольфганга Амадея, которую он сильно любил и с которойв юные годы часто выступал с показательными концертами в самых известных аристократических и великокняжеских домах Европы. На этих концертах Моцарт производил на публику ошеломляющее впечатление: он мог озорно и раскрепощенно играть без нот и даже вслепую, умиляя и восхищая всех собравшихся. При этом он с детства обнаружил потребность к самовыражению, требовал к себе внимания и наслаждался тем, что все смотрят только на него.
Свое первое музыкальное произведение Моцарт, еще толком не зная нот, сочинил в пятилетнем возрасте. Это был менуэт в тональностисоль-мажор, который записал за ним его отец. Три года спустя, овладев нотной грамотой, он впервые сам перенес на бумагу собственное произведение. Тогда же, в 1764 году, его музыка была впервые растиражирована типографским способом. В 11 лет Моцарт написал первое подобие оперы под названием «Долг первой заповеди». В общей сложности за свою недолгую жизнь Моцарт сочинил 626 произведений — опер, симфоний, концертов, пьес и т. п.Он обладал потрясающей работоспособностью, поднимался засветло и принималсяза работу. Искусствоведы подсчитали, что при таком темпе композитор должен был в среднем записывать ежедневно не менее2000 нот.Миф о том, будто в голове Моцарта рождались уже готовые партитуры и ему оставалось лишь записать их сразу набело, не соответствует действительности. Композитор делал наброски и работалс черновиками.К сожалению,их сохранилось совсем немного, так как после смерти Моцарта его вдова уничтожила те рукописи и бумаги, которые сочла «бесполезными».
Гений и презренный металл. Разговоры о том, что Моцарт не пользовался должным признанием современников, что ему мало платили, он влачил бедное существование и умер почти без копейки,—не более чем домыслы, создающие фальшивый образ непонятого гения, который не мог толком заработать своим искусством на кусок хлеба. «Все это выдумки»,— уверяет искусствовед Габриэле Рамзауэр, главный хранитель музейных экспозиций и реликвийМоцартеума — Международного фонда имени Моцарта в Зальцбурге.По ее словам,на протяжении большей части своей жизни композитор, избравший путь свободного художника, зарабатывал по тем временам «безумно много». Только доходы от уроков трем ученикам составляли в пересчетена нынешние деньги около 18 000 евров год.За концерт Моцарт брал в среднем4000 евро,а постановка оперы «Дон Жуан» в Праге принесла ему гонорар в размере минимум 38 000 евро. «Живя в Вене, Моцарт брал за урок по 45 евров час, тогда как его отец в Зальцбурге зарабатывал уроками всего по 4 евров час,— рассказывает Рамзауэр.— В целом уровень доходов Моцарта сравним сегодня с тем, который имеет, к примеру, главный врач какой-нибудь преуспевающей частной клиники».
Проблема Моцарта заключалась отнюдь не в нехватке денег, а в тщеславиии честолюбии и в неспособности рачительно распоряжаться заработанным. Он любил вращаться в аристократических кругах и, стараясь ни в чемне отстатьот знати, жил на широкую ногу. Моцарт обзавелся собственным парикмахером, который будил его каждое утро, шил платья и обувьу лучших мастеров, завел дорогой экипаж и хорошего коня, купил себе бильярдный стол и проигрывална нем целые состояния. Только за аренду понравившейся квартиры он мог,не задумываясь, выложить сумму, соответствующую примерно 15 000 евро, тогда как в Зальцбурге его отец за куда более обширные апартаменты из семи комнат плюс большой салон платил как минимум в пять раз меньше. «Моцарт легко залезал в долги, но и сам охотно давал взаймы. Деньги будто просачивались у него сквозь пальцы, и он так и не научился контролировать свои расходы»,— отмечает Рамзауэр.
Не исключено, что привычка не считать деньги зародилась у него еще в детстве, когда в путешествияхс отцом по Европе их щедро одаривали при дворах монарших особ. Копить на «черный день» было не в его стиле, поэтому неудивительно, что «подготовиться» к смертион толкомне успел. Когда он умерв ночь на 5 декабря1791 года,в доме нашлась лишь незначительная сумма наличных, едва хвативших на организацию похорон третьего класса. Об этом ритуале следует сказать особо — иначе трудно понять, почему никто до сих пор не знает точного места захоронения Моцарта и откуда взялся его череп, который хранится в Зальцбургев Моцартеуме и до сих пор вызывает споры о его подлинности.
По поводу излишней «скромности» похорон, устроенных великому композитору, австрийские историки в один голос уверяют, будто это было в духе того времени. В те годы Австрией правил император Иосиф II, прослывший большим реформатором. Его реформы коснулись, в частности,и сферы ритуальных услуг. В «йозефинский период», как называют те времена нынешние австрийцы, церемония похорон была упрощена до предела,и пышные погребения считались «реакционными». Одно времяв ходу были даже «многоразовые гробы» с откидным дном. Такой гроб доносили до могилы, откидывали защелку и опустошали, так что покойного предавали земле уже без «упаковки». Впрочем, это новшество, слава богу, надолго не прижилось. Кладбища, находившиеся в ту пору в центральной части города, в целях улучшения санитарии и гигиены были ликвидированы, а на окраинах открыты новые. Так, в пяти километрах от городской черты в венском предместье Санкт-Маркс появилось кладбище, куда на другой день после смерти, вечером 6 декабря,и был доставлен гроб с телом Моцарта. Согласно высочайшему уложению похороны третьего класса не предусматривали торжественных процессий, траурных лент, венков и надгробий. После церковной панихиды усопших с наступлением сумерек перевозили на кладбище, где наутро опускали в заранее подготовленные могилы, как правило, группами по шесть гробов — четыре взрослых и два детских.
Как сегодня ни кажется странным, но именно этот вид похорон пользовался в Вене наибольшей популярностью. Ему отдавали предпочтение в среднем пятеро из семи горожан. Именно так похоронили и Моцарта после отпевания в венском кафедральном соборе св. Стефана. Более торжественных церемоний удостаивались лишь обладатели фамильных склепов и иных заранее оплаченных мест захоронений. «Было бы ошибкой утверждать, будто Моцарту устроили какие-то совершенно недостойные похороны,— считает Габриэле Рамзауэр.— Траурная церемония полностью соответствовала духу и обычаям того времени. Если бы Моцарт в конце своей жизни не наделал столько долгов, возможно, его могли похоронить и по второму классу. А так Констанция вынуждена была сильно экономить».
«Бедная» вдова. Действительно, после смерти Моцарта все имущество в судебном порядке было описано за долги, погашать которые пришлось уже вдове, оставшейся с двумя маленькими детьми. Чтобы выбраться из долговой ямы, Констанция обратилась к императорус просьбойо пенсиии организации бенефисных концертов, выручка от которых должна была идти на погашение долгов. Возможно, чтобы разжалобить кредиторов, она стала старательно поддерживать имидж вдовы неимущего гения и неплохов этом преуспела, сумев не только поправить свое материальное положение, но и разбогатеть.
Констанция начала продавать ноты и письма Моцарта, из которых предварительно вымарывала неугодные ей пассажи.Она заключила несколько очень выгодных договоров с издателямии постепенно стала претендовать на право единолично трактовать жизнь и поступки своего мужа. Например, после того, как сестра Моцарта, Наннерль, наняла биографов и передала им для публикации хранившиеся у нее личные документы, Констанция выкупила и уничтожила весь тираж этой книги. По оценкам современных экспертов, общая выручка «бедной» вдовы от коммерческой реализации творческого наследия великого композитора составила в пересчетена современные деньги примерно 5 миллионов евро.При этом «побочным эффектом» столь успешного бизнеса стал мощный и неудержимый рост популярности Моцарта.
Расхожие утверждения о том, будто Констанция была не достойна своего мужа, не понимала, что живет с гением, и не любила его так, как он того заслуживал, выглядят довольно надуманными. Большая часть из них основывается на негативных оценках отца и ближайших родственников Моцарта, которые не одобрили его женитьбы, посчитав, что семейство Веберов заманило в западню, совратило и соблазнилоих любимого Вольфганга. Люди же, близко знавшие Моцарта и его жену, отмечали, что Констанция достаточно умна, музыкальна, хорошо воспитана и свободно изъяснялась на трех иностранных языках, а сохранившиеся письма свидетельствуют, что оба испытывали друг к другу глубокие и нежные чувства. За девять лет совместной семейной жизни Констанция родила Моцарту шестерых детей, четверо из которых, правда, умерли еще в младенчестве, и их смерть супруги тяжело переживали. Как страшный удар приняла Констанция и смерть мужа: едва Моцарт испустил дух, она метнулась к его кровати и улеглась рядом в надежде заразиться той же болезнью и умереть вместе с ним.На несколько дней Констанция практически потеряла рассудок, и ее пришлосьна время даже увести из дома. Понятно, что в таком состоянии она просто физически не могла принять участие в похоронах. Однако на этом фоне даже с исторической точки зрения совершенно необъяснимым остается тот факт, что вдова впервые навестила могилу мужа лишь спустя 17 лет после его смерти. Впрочем, это далеко не единственный вопрос, связанный с похоронами Моцарта.
Непонятно, например, почему провожать гроб на кладбище отправились лишь двое из многочисленных друзей и учеников, да и те вскоре отстали от катафалка.В своих воспоминаниях они сослались на разыгравшуюся непогоду с сильным дождем и снегом, хотя исторические хроники свидетельствуют, что 6 и7 декабря1791 года выдались в Вене ясными и погожими. Наконец, упрек в скромности церемонии похорон следовало бы адресовать не обезумевшей вдове, а в первую очередь друзьям и знакомым, среди которых было немало состоятельных, знатных и влиятельных людей. Конечно, времена тогда были непростыми, но ведьудалось же, скажем, другого именитого композитора —Кристофа Виллибальда Глюка, скончавшегося четырьмя годами раньше, похоронить в отдельной могиле со всеми подобающими почестями и надгробной плитой.
Череп Моцарта. Поскольку никто из родных, друзей или близких знакомых Моцарта до кладбищав Санкт-Марксе так и не добрался, его погребение состоялось там утром 7 декабря1791 года без свидетелей. В результате точное место расположения могилы осталось тайной для всех и навсегда.Это неожиданно выяснилось спустя полвека, когда жители Вены наконец-то решили водрузить гениальному композитору надгробный монумент. Но куда именно? Споры зашли так далеко, что в запалекое-кто даже стал утверждать, будто Моцарт вообще похоронен на другом кладбище. Впрочем, памятник все же поставили, но наобум,в сторонеот других захоронений. В начале прошлого века, когда в Вене появилось мемориальное Центральное кладбище, где покоится прах наиболее известных австрийских политических, общественных и культурных деятелей, надгробие перенесли туда, а над условной могилой Моцарта в Санкт-Марксе был установлен новый монумент в виде скорбящего ангела, который стоит там и по сей день. Единственным человеком, точно знавшим, где именно похоронен Моцарт, был лишь могильщик Йозеф Ротмайер. На всякий случай он приметил эту могилку, а через десять лет, когда ему было поручено освободить это захоронение от останков для новых погребений, извлек оттуда череп великого композитора, чтобы спасти его для потомков.
Что было с черепом дальше, толком никто не знает. Известно лишь, что в 1842 годуон какими-то неведомыми путями попал к граверу по меди Якобу Хюртлю. В 1868 году тот передал его по наследству своему брату, знаменитому анатому Йозефу Хюртлю, который с свою очередь попросил университетского приятеля Людвига Аугуста Франкля сделать подробное описание реликвии. Впоследствии Хюртль завещал передать череп Зальцбургу, но он опятьгде-то затерялся и лишь в 1902 году занял место среди экспонатов Моцартеума.
На протяжении многих десятилетий ученые тои дело предпринимали попытки доказать принадлежность черепа Вольфгангу Амадею Моцарту, однако прийти к однозначному заключению так и не смогли. Последняя попытка была сделана в прошлом году, когда специалисты провели сравнительный анализ структуры молекул ДНК, взятых из ткани сохранившихся на черепе верхних зубов и останков ближайших родственников Моцарта — его бабки и племянницы (однотипные цепочки ДНК передаются только по женской линии.— Прим. авт.), погребенных в Зальцбургена старом кладбище Себастьянсфридхоф. В той же могиле, кстати, покоится прах супруги великого композитора —в новом замужестве Констанции фон Ниссен и егоотца — Леопольда Моцарта.
Полученные пробы были обработаны в Австриии США. Результаты исследований совпали, но еще больше запутали дело. Разница в строении молекул ДНК оказалась столь значительной, что ученые пришли к однозначному выводу: ни хозяин черепа, ни те, кто похоронен в семейной могиле в Зальцбурге,не приходятся друг другу родственниками. Тогда было решено подобраться к разгадкес другого конца. Для сравнительного анализа взяли несколько волосков от каждогоиз трех локонов Моцарта, которые хранятся в Моцартеуме.В двух пробах удалось выявить молекулы ДНК, однако и здесь исследователей постигло разочарование. Оказалось, что волосы хозяину черепа не принадлежат. Более того, они росли когда-тона разных головах.
Разумеется, никакой трагедии в этом нет, реликвии по-прежнему останутся на своих местах. Вот только дальнейшее их исследование теряет всякий смысл. А жаль: ведь можно было попытаться воссоздать по черепу облик Моцарта и сравнить его с изображениемна двух десятках дошедших до нас совершенно не похожих друг на друга портретов, чтобы выяснить, какой из них ближе к оригиналуи как жена самом деле выглядел великий композитор. Кроме того, по структуре костной ткани можно было бы определить образ жизни, пристрастия в еде, наконец, болезни, от которых лечился Моцарт, и даже установить точную причину его смерти.
Моцарт и Сальери. Версия о том, будто Моцарта отравил завистник Антонио Сальери, довольно хорошо изучена и не раз опровергалась в многочисленных научных исследованиях, хотя в художественной литературе, занимающейся прежде всего нравственными проблемами на фоне исторических фактов, она по-прежнему продолжает давать повод для размышлений.
Сведения о том, будто Моцарт, заболев, сказал жене, что его, по всей видимости, отравили, или будто Сальери в конце жизни раскаялся в этом злодеянии, не находят документального подтверждения. Скорее, наоборот. Так, двое санитаров, дежуривших день и ночьу постели тяжело больного Сальери, уверяют, что никогда не слышалиот него подобных признаний. То же самое утверждает в своих воспоминаниях и венский пианист Игнац Мошелес, который неоднократно навещал Сальери в больнице.Он пишет, что незадолго до своей смерти Сальери сказал ему: «Мне уже не выкарабкаться, конец мой близок, и я могу поклясться верой и честью, что в этих абсурдных слухах нет ни доли правды. Вы знаете,о чем я. Будто я отравил Моцарта. Ничего подобного, все это выдумки, злобные выдумки. Расскажите об этом всему миру, дорогой Мошелес…» И тут же Мошелес добавляет от себя: «На самом деле Сальери вредил Моцарту морально своими интригами и в этом смысле отчасти отравлял ему жизнь».
В действительности у Сальерине было никакого повода для убийства более молодого и талантливого конкурента. Его положение при дворе было высоким и прочным,он пользовался огромным авторитетом среди коллег и не испытывални малейших материальных затруднений. Скорее всего, потомки решили приписать ему это преступление, чтобы в его лице покарать посредственность к пущему торжеству тех, кто сам грезит о собственном величии.
Между тем споры вокруг характера болезни и истинных причин смерти Моцарта не утихают.Одни уверяют, что у композитора отказали почки, другие склоняются к версиио сердечной недостаточности в результате резкого обострения воспалительных процессов на почве хронического ревматизма. Примирить спорщиков некому. В протоколе осмотра трупа, составленном для регистрации городскими властями факта смерти, говорится, что причиной ухода из жизни стал острый приступ «сыпной лихорадки с резким повышением температуры». А вот симптомы загадочной болезни: сильный и болезненный отек конечностей, делающий почти невозможным любое движение, высокая температура и мелкая сыпь размером с манную крупу. Лечение осуществлялось уксусными примочками и кровопусканием.За несколько дней до смерти появилось зловонное дыхание, свидетельствующее якобы о разложении внутренних органов. Высказанная в этой связи одна из последних версий, что Моцарт умер от сифилиса,не имеет документального подтверждения.
Моцарт и политика. Долгое время музыковеды упорно насаждали в массах тезис, будто Моцарт всегда был вне политики. Уж оченьне вязалось обратное с их представлениямио непреходящем характере прекрасного, которое существует вечно и вне реального времени. Однако факты опровергают подобные утверждения. Моцарт регулярно читал газеты и был прекрасно информирован обо всех важных событиях или вооруженных конфликтах —в Европе или за океаномв североамериканских штатах. В его библиотеке, оставшейся после смерти, оказалось чуть более 40 книг.Из них лишь две были о музыке и в то жевремя — семь философских трактатов, написанных известными просветителями того времени Мозесом Мендельсоном и бароном Адольфом фон Книгге.Правда, о французской революции в письмах Моцарта нет ни слова,но его опера «Свадьба Фигаро» обличала социальные устои общества красноречивее любых памфлетов. «Со сцены открыто поется о том,о чемв наше время запрещено говорить вслух»,— писала после премьеры газета «Винер Реальцайтунг». Успех к этой опере пришел не сразу. Поначалу высшие слои общества, верно уловив не только иронию, но и критикув свой адрес, бойкотировали спектакль. Лишь после штурма Бастилии начались бесконечные аншлаги.
Бесполезно искать в письмах или иных бумагах Моцарта и какие бы тони было упоминания о масонах.А между тем он был членом «Ложи коронованной надежды», куда входили аристократы, театральные деятели, ученые, люди творческих профессий, разделявшие идеалы масонского движения — гуманизм, терпимость и братство. Впрочем, Моцарта привлекал не столько мистицизм тайных союзов, сколько возможность поддерживать тесные личные контакты с интересными людьми. А их Моцарт очень ценил.
Юрий Козлов. Вена«ЭХО планеты» ИТАР-ТАСС2006