Ян Сибелиус (08.12.1865 —20.09.1957) — финский композитор. Композиции учился в Хельсинской консерватории у М. Вегелиуса — пионера финской национальной музыки. Продолжал занятия в 1889–1891 годахв Берлине у А. Беккера и в Вене у Р. Фукса и К. Гольдмарка.По возвращениина родину вел классы теории композиции и скрипкив консерватории, затем благодаря постоянной государственной стипендии смог посвятить себя исключительно творчеству. С 1904 года жил и работалв местечке Ярвенпя, близ Хельсинки.
В 1892 годув Хельсинки состоялся первый авторский концерт Сибелиуса, на котором прозвучала первая из его симфонических поэм «Куллерво», знаменовавшая собой зарождение финского национального романтического музыкального стиля. В последующие десятилетия вплоть до 1-й мировой войны музыка Сибелиуса завоевывает полное признание на родине и за ее пределами,в особенности симфонические поэмы на сюжетыиз финской народной поэзии, истории, мифологии и эпоса («Туонельский лебедь», «Финляндия»), а также симфонии, скрипичный концерт, «Грустный вальс» (из музыкик спектаклю «Куолема» Ярнефельта). Музыка Сибелиуса привлекает своеобразным северным колоритом, мужественным и сдержанным пафосом, непосредственностью чувства, красочностью, мелодичностью.
После окончания войны, в результате роста антиромантических и модернистских тенденций, музыка Сибелиуса несколько теряет свое значение в Европе, оказавшись на рубеже двух эпох. Неопределенность его положения как музыканта отражается на творческой активности Сибелиуса. Последние крупные его сочинения — 6-я и 7-я симфониии симфоническая поэма «Тапиола» — относятся к началу 20-х годов. После 1929 года Сибелиус почти не сочинял.Со временем его музыка опять приобрела огромную популярность.
Значение музыки Сибелиуса для его родины состоит в создании первых выдающихся сочинений в национальном стиле.
Симфонические поэмы на финские национальные темы, написанные рукой талантливого мастера, были восторженно приняты его соотечественниками и вызвали живой интерес к финской культуре в остальном мире. Для творческой индивидуальности Сибелиуса характерно, что композитор, черпая вдохновение в народных преданиях, почти не пользовался фольклорными цитатами. Элементы финской народной песенности выступают в его музыке в творчески развитом виде.
За пределами Финляндии одними из первых оценили дарование Сибелиуса российские музыканты. Духовная близость идеалов явилась основой дружбы Сибелиуса с Римским-Корсаковым, Глазуновым и другими выдающимися представителями российской музыкальной культуры.
Ю. Б. Объедов.