Жан Батист Люлли Биография Люлли

Категория: Композиторы

Жан Батист Люлли (28.11.1632 —22.03.1687) — французский композитор, скрипач, дирижер, по национальности итальянец. Четырнадцатилетним мальчиком Люлли привезли в Париж,ко двору знатной дамы Монпасье, где он выполнял сначала скромную роль слуги, позже — музыканта. Здесь он обучался музыке у органистов — Метрю, Роберде и Жиго (последний был также композитором). Уже в то время Люлли прославился как замечательный скрипач.

В 1652 году Люлли был приглашен ко дворуЛюдовика XIV, вначале в качестве скрипача; позднее он стал руководителем созданного им оркестра «16 скрипок короля». Одновременно Люлли выступал при дворе в качестве танцора, что отчасти предопределило его склонность к балетному жанру. Он писал музыку для руководимого им оркестра, а также сочинял танцевальные дивертисменты к спектаклям.С 1653 года Люлли — придворный композитор. В 1650 — 60-е годы Люлли выступал преимущественно как автор балетной музыки. Люлли создавал комедии-балеты,оперы-балеты («Триумф любви», 1681; «Храм мира», 1685). К 1662 году относится начало творческого содружества Люлли с Мольером. Ими созданы совместно более 10 комедий-балетов: «Версальский экспромт» (1663), «Брак поневоле» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670) и др. Впоследствии Люлли обращается к оперному жанру. Вероятно, на формирование оперного стиля Люлли повлияло знакомство с творчествомФ. Кавалли, оперы которого ставились при дворе Людовика XIV. К однойиз его опер, «Ксеркс», Люлли в 1660 году написал танцевальный дивертисмент. В 1672 году Люлли стал директором «Королевской академии музыки», получив преимущественное право постановки своих произведений. В оперных спектаклях Люлли принимал участие не только как композитор, но и как дирижер, режиссер, балетмейстер. Либретто к операм Люлли писал Ф. Кино.Ими создан монументальный оперный жанр «Лирическая трагедия» — пышный 5-актный придворный спектакль, включающий и балетные сцены. Опере предшествовал аллегорический пролог. В содружествес Кино Люлли создал лирические трагедии: «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Армида» (1686) и др.В отличиеот современных ему итальянских композиторов Люлли стремился к органическому синтезу музыки и драмы.Этим он предвосхищает творчество Рамо и в особенностиГлюка. Важным средством в операх Люлли являются драматически приподнятые речитативы. Балетные дивертисменты, связывая отдельные сцены, создают единство действия. Люлли по праву считается создателем классической формы французской увертюры (из трех контрастирующих частей).

Помимо опер и балетов, Люлли писал также хоровые произведения (мотеты, Te Deum). Наряду с традиционными полифоническими приемами он использовали гомофонно- гармонические средства. Мотеты писались, как правило, для двойного хора. Люлли новаторски трактует мотетный жанр, активно используя оркестровые звучания (вступительные ритурнели, сопровождение к хорув драматически напряженных моментах).

В наше время, помимо отрывков из опер, исполняются преимущественно инструментальные пьесы Люлли, в частностив музыкальной педагогике (например, «Гавот»).

Полное собрание сочинений Люлли в 10 томах издано в Париже в 1930–1939 годах под редакцией А. Прюньера.


Е. А. Пустовит.