Председатель: Виктор Екимовский
Расписание: каждая вторая среда месяца, 15:00, малый зал московского Дома композиторов
Организация с таким наименованием впервые родилась в 1923 году. В ней объединились впоследствии известные композиторы Дмитрий Шостакович, Александр Мосолов, Николай Рославец, Гавриил Попов, Владимир Щербачев и другие. Творческие устремления членов АСМ были основаны на новом музыкальном мышлении, поисках в области языка, техники. Главной же своей целью Ассоциация ставила — цитируем ее манифест — «самое широкое ознакомление с новейшими музыкальными произведениями авторов всех направлений, как СССР, так и иностранных».
Несмотря на колоссальные успехи в деле пропаганды новой музыки, АСМ просуществовала недолго — в 1931 году она была объявлена «сборищем чуждых пролетарской идеологии музыкантов» и в скором времени ликвидирована. Однако творчество композиторов двадцатых годов — членов АСМ — осталось в анналах истории как эпоха «русского музыкального авангарда».
На несколько последующих десятилетий этот пласт нашей музыкальной культуры был вычеркнут из советского искусства и, практически, забыт. Возрождение традиций отечественного авангарда началось лишь во второй половине 50?х — начале 60?х годов, и связано оно с именами признанных ныне во всем мире наших композиторов — Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной и ряда других. В 70–80?х годах у этой школы появились убежденные последователи, активно развивавшие новые идеи. Постепенно сформировалась деятельная группа молодых композиторов, которая в январе 1990 года провозгласила себя союзом единомышленников. Так второй раз в истории отечественной музыки прозвучало название «Ассоциация Современной Музыки», а этот союз единомышленников объявил себя преемником идей АСМ-1.
За 12 лет существования новой АСМ, под председательством Эдисона Денисова (до 1996 года) и Виктора Екимовского (с 1996), ее активная музыкально-просветительная деятельность завоевала не только отечественное, но и мировое признание. Поддерживаемая Союзами композиторов Москвы и России, АСМ стала подлинным центром российской современной музыки. В Москве и других городах страны АСМ регулярно устраивает концерты, где звучит отечественная и зарубежная музыка ХХ века и число которых ежегодно исчисляется десятками.
В программах таких концертов, помимо классики прошедшего столетия, неизменно присутствуют сочинения ныне живущих авторов — российская публика слушала и лицезрела не только наших корифеев второй половины ХХ века, таких как Шнитке, Денисов, Губайдулина, Сильвестров, и не только уже хорошо известных представителей следующего поколения, таких как Вустин, Ф. Караев, Тарнопольский, Каспаров, Мартынов, но и легендарных «отцов» западного авангарда — на свои авторские концерты, организованные АСМ, в Москву приезжали П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, А. Пуссер и ряд других не менее значительных авторов.
На счету АСМ организация большого количества крупных международных фестивалей, вот несколько примеров из недавнего прошлого: 1997 — «Страсти по поставангарду» (6 авторских концертов известнейших композиторов мирового класса — Ф. Ржевски, О. Люсьер, М. Финнисси, Л. Шари, Т. Джонсон, Л. Данчеану и их «живая» встреча с московской музыкальной общественностью); 1998 — Конференция-фестиваль «Музыка русского зарубежья» (6 концертов из сочинений композиторов русской диаспоры — забытых либо неизвестных); 2000 — Фестиваль «К 10?летию АСМ», получивший Грант Президента РФ (в двух симфонических и четырех камерных концертах исполнялись сочинения членов АСМ, специально написанных для данной акции).
Неоднократно АСМ принимала участие и в зарубежных фестивалях, причем в некоторых ее представительство было весьма весомым — так, на фестиваль имени С. Прокофьева, проходивший в Германии в 1991 году, было приглашено более десяти наших членов АСМ и у каждого там исполнялось по несколько сочинений (кстати, там Ассоциации была присуждена и вручена международная премия имени П. Хиндемита, присуждаемая за заслуги в деле пропаганды современной музыки). В 1993 году русской музыке был посвящен двухмесячный фестиваль в Париже — Hommage aux russes, который практически весь был построен на музыке композиторов АСМ.
Специальные концерты отводились АСМ на фестивалях во Франкфурте (1991, 1993), в Вене (1991, 1998), в Цюрихе (1994, 1996) и др. Отдельно следует сказать о двух больших акциях в Лондоне (1999) — «200 лет русской музыки» и в Берне (1999) — «Русская музыка 20 века», где музыка АСМ была представлена очень широким спектром и явилась доминантой концертных программ. Наконец, из самых последних событий — фестиваль «Icebreacer» в Сиэтле (США, февраль 2002), посвященный исключительно музыке АСМ и подготовленный совместно русскими и американскими музыкантами.
Одним из наиболее важных достижений АСМ явилось создание собственного ансамбля, который успешно функционирует уже 12 лет.