Klaus Schulze. О музыке. Интервью.

Категория: Статьи
Большинство моих слушателей говорили мне, что ваша музыка — это больше музыка для души, чем музыка для тела. Вы согласныс этим?Выражает ли она чувства, которыми вы когда-либо хотели поделиться?

Любая музыка, кроме танцевальной, которая предназначена непосредственно для танцев, мне кажется, предназначена для духа человека, а не для тела. Существует много музыки не имеющей большого смысла, она служит главным образом для развлечения. Однако, некоторая музыка имеет более высокий настрой, обычно ее называют «серьезная музыка» и она тоже может быть интересна…

«Пользуйтеcь вашим умом!» (Use your Brain) — такую фразу можно было прочитать в обращениях, которые Вы использовали в cвои самые ранние годы творчества. Актуальна ли эта фраза сегодня?

Это не было мое обращение, это было обращение, используемое компанией грамзаписи для их лэйбла. Также, эта фраза не использоваласьв мои «cамые ранние» годы, но несколькими годами позже, в 1976 и ' 77, компанией грамзаписи Metronome для их лэйбла Brain. Это была очевидная игра слов. Так часто делают в рекламе: лэйбл Brain и «Пользуйтесь вашим умом» («Use your Brain»). Поскольку лэйбл Ohr сделал несколькими годами ранее свой "Macht das OHR auf " («Откройте Ваши Уши»)

Для Вас это что-нибудь значило, когда вы создавали альбом «Irrlicht»? Альбом пользовался успехом?

Означало что-нибудь это для меня или нет — слишком общий вопрос для того, чтобы дать хоть какой-то детальный и честный ответ. Пожалуйста вспомните, ведь прошло уже двадцать шесть лет. Что я думал26 лет назад? Вы помните, что думали 26 лет назад? Я не помню. Успех такой сумасшедшей музыки не был очень большим. На нашем сайте вы найдете ссылку на каждыйиз моих альбомов, где можете прочитать современные обзоры, которые печатают в прессе,в том числе и на «Irrlicht». После стольких лет, иногда там можно найти кое-что интересное.

Кто повлиял на вашу музыку, когда вы решили работать один? Вы использоваликакие-нибудь аспекты классической музыки, когда сочиняли свои произведения? Я имеюв виду, что они не были короткими композициями, не поп-музыка,но длинные темы, электронные симфонии…

Вы спрашиваете кто повлиял на меня 1971, 1972? Для моей музыки, это не былкто-то один, кто-то особенно выделяющийся. Я слушал рок музыку того времени, но каквы знаетеи легко могли слышать, моя музыка того периода не имела никакого отношения к обычной музыке того времени. Я экспериментировал, искал что-что новое и продолжаю делать это сегодня. Я почтине слушаюкакую-либо другую музыку, кроме своей. По крайней мере не осознанно, подобно тому как это делают фанаты и коллекционеры.

Короткие композиции = поп-музыка, длинные композиции = классическая музыка? Нет, это совершенно не то.Я СЛУШАЮ музыку.

Что бывы хотели рассказать о Ричарде Ванфриеде (Richard Wahnfried)?

Если я хочучто-то «сказать», я говорю. Но, как Вы знаете, я пишу музыку. Я не хочу «говорить» что-либо ни о моей музыке, ни о моих сольных альбомах, ни об альбомах Ванфриеда. Если быя говорил, то писал бы статьи, или книги, а может быть сценарии. Я повторяю:я пишу музыку. И под псевдонимом Ричард Ванфриед делал музыку с другими музыкантами. Я пробовал cоздавать разную музыку, отличную от моей собственной cольной.

Что бывы могли сообщить относительно ваших опытов с оперными голосами?

Человеческий голос — первый и наиболее естественный музыкальный инструмент, также как и наиболее эмоциональный. Подобно многим другим людям, я люблю слушать певцов, будь это Вилли Нельсон (Willie Nelson) или Мария Каллас (Maria Callas). Иногда я люблю делать музыку вместе с певцом или певцами. Это — все. А началось все в 1974 годус альбома «Blackdance», в котором оперный певец поет коллаж Verdi.

Еще вопрос, который много людей задают снова и снова: какую аппаратуру Вы используете в настоящее время?

Было бы слишком трудно прикинуть и сказать здесь так сразу. Для того чтобы ответить, я долженбыл бы составить длинную распечатку. Пожалуйста, посмотрите на нашем официальном вебсайте.

Инструменты усовершенствовались с тех пор, как вы начали писать музыку. Эти изменения помогли или как-то повлияли на ваше творчество?

Да конечно. Все время все изменяется. Меняются инструменты, меняются люди, меняются актеры, меняется мода, меняются средства информации, меняются слушатели, меняются их взглядыи мнения … даже звуковая сеть распределения и передачи телевизионных программ изменилась за это время: от виниладо цифровогокомпакт-диска, и от аналоговой записи на магнитную ленту до компьютераи записина жесткий диск.

И, конечно, все это оказало некоторое влияние и на меня,так же как и на всех людей, которые пишут или слушают музыку. Как же еще? Посмотрите, например, люди становятся старше, они взрослеют и в течение всех этих лет узнают что-то новое о музыке (если они ей интересуютсяи достаточно восприимчивы). Конечно они слушают музыку по-разному в 50 лети когда им было 20, но это только один пример изменений. Влияния множественны, взаимны и нормальны.

Я посетил ваш сайт, разглядывая музыкальное оборудование. Это ошеломляет. Позвольте мне cделать одно замечание. Я не знаю, может вы думаете, что аппаратура настолько важна, но я полагаю, что более важно наличие музыкальной идеи и наслаждение ею. Не важно иметь экстраординарную технологию, если вы не истинный художник и если вы не знаете, как создать что-либо. Прежде всего вы должны верить в это и в себя.

Все из моих подражателей должны прочитать это.:-)

Какой из своих альбомов вы считаете лучшим?

Этот вопрос всегда задают музыкантам. И конечно, музыкант, если он серьезен, всегда ответит: «Мой последний альбом — моя лучшая работа, иначе я не сделал бы его.»

Какие причины привели к созданию «Innovative Communacation»? Что было потом? Если быкто-топредложил бы основать звукозаписывающую компанию сейчас, вы попробовали бы снова?

Я основал IC в конце 1978, потому что в то время не было других лэйблов, интересующихся «электронной музыкой». Я хотел продвинуть эту музыку, которую "изобрел почти без посторонней помощи " (как написал один английский журнал). Но все «электронные» альбомы на IC та и не были проданы, кроме моих собственных альбомов и одного рок альбома: «Ideal» (700 000 копий, были проданные в Германии.Я не исследовал этот вопрос и не был продюсером, им был мой друг kdm который управлял IC до конца 1981). Затем, в 1983 у меня был длинный концертный тур по всей Европе. Когда я вернулся, то увидел, что IC нев очень хорошей форме — все деньги, которые мы имелииз-за огромного успеха «Ideal» ушли. Я был очень расстроен и отдал целую компанию человеку, который отвечал за неудачуIC (никому больше она не была нужна). Это было летом 1983. Начиная с этого времени, я не имею никакого отношения ни к IC, ни к «вздору» (в оригинале «shit»), который происходит на этом лэйбле.

Говоря об IC, как вы думаете, почему кроме ваших никакие другие электронные альбомы не продавались?Чем они отличаются от ваших? Кстати, почему коллективы, такие как Tangerine Dream, имели успех и стали популярными со своей электронной музыкой?

Этот вид музыки не продавался и не продается так много как другая, более популярная музыка от Майкла Джексона до Хулио Иглесиаса.

Относительно реальных продавцов поп музыки, все таки не большой успех TD был обусловлен тем, что компания Virgin затратила в 1974 / ' 75 годах много средств на рекламу этого коллектива (сам Ричард Брэнсон (Richard Branson) был их личным менеджером в то время). Они имели контракт на десять лет. Первые два года Virgin рекламировала и вкладывала капитал (только вспомните события в Соборе Реймса; треть приглашенной аудитории составляла всемирная пресса), и последние восемь лет они пожинали плоды. Это нормальнов нашем бизнесе и очень хорошо для артиста которого выбрали. Если, по понятным причинам, «Tubular Bells» от Virgin стал грандиозным всемирным хитом (из-за саундтрекак американскому кинофильму), успех TD был даже больше. Когда TD записывала «Phaedra», «Tubular Bells» Олдфиелда (Mickle Oldfield) были уже выпущены, и никтов Virginне думалоб успехе этого альбома, пока его не использовалив американском кинофильме (я забыл название фильма).

Оглядываясь назад, нравится ли вам сегодняшняя электронная музыка? Вам не кажется, что в какой-то момент, в прошлом,кто-то мог сбиться с верного пути?

Сегодня нет никакого отдельного направления, называемого «электронной музыкой». Большинство сегодняшней музыки сделано с помощью электроники. Особенно самая «дешевая» музыка. Однако, есть множество хорошей и интересной современной популярной и танцевальной музыки. 95% сегодняшней музыки сделано электронным путем с помощью сэмплеров и компьютеров. Классический пианист Гленн Гоулд (Glenn Gould) предсказывал такое развитие уже в шестидесятых.

Что я не люблю и не могу больше слушать — это «электронную музыку» сделанную людьми, которые все еще пробуют копировать то, что делали TD или что делал я 15, 20 или25 лет назад, без свежего взгляда, энергии и эмоций, которые были у нас тогда. Их действия напоминают мне возрождение диксиленда (тип джаза) — тоже музыка, которую я не люблю также сильно и по тем же причинам. Действительно забавно наблюдать сегодня некоторых молодых англичан, которые играют аля TD 1973-го года, используя то же самое оборудование, которое было у нас в ' 73. Их исполнение — не многим отличается от сегодняшних диксилендных коллективов, которые играют перед бородатыми пьяницами когда-то революционную музыка Армстронга, Мортона, Хендерсона, Эллингтона, используя ту же формулу, которая была революционна 70-тью годами ранее.

Недавно, подражатели старомодной электроники попытались соединить немного «технo» с «трансом», потому что они наконец поняли, что должны внести что-то свежее, но даже здесь они опоздали лет на десять(я все еще помню их неприязнь, когда "технo и транс " были новшеством). Эти люди — часто любители и фанаты — не способны сделать что-что свое, они только берут то, что было уже сделано настоящими творцами, которые между тем являются уже историческим наследием.

Не поймите меня не правильно.Я люблю людей, которые делают «хаус-музыку» (hausmusic), но действительно ли необходимо, чтобы все те многие сотни развлекающих музыкантов загрязняли мир своими доморощенными компакт-дисками?И почему это так много журналистов не могут отличить этих любителей от новаторов?Не потому ли, что они сами часто делают такую же электронную хаус-музыку?!

Как вы оцениваете многих музыкантов, о которых говорят как о мастерах электронной музыки, таких как Jean-Michel Jarre, Vangelis, Tangerine Dream, Kitaro, Roedelius, и т. д.?Что Вы можете сказать относительно таких проектов как Enya?

Я не слушаю сознательно музыку людей, которых вы упомянули.Если я слушаю другую музыку, я слушаю сегодняшнюю популярную или рок-музыку, или классическую музыку. Фактически, я никогдане слушал никакой Энии (Enya), я только слышал это имя, но никогда музыку (и, честно говоря, я ей не интересуюсь). Пожалуйста вспомните, что я — серьезный профессиональный музыкант, но не покупающий записи любитель и подросток.

Некоторых из музыкантови коллег, которых вы упомянули,я знаю лично и люблю: Edgar Froese, Achim Roedelius, Kitaro. Но яне исследовал подробно, что они делают в музыке.

Люди, такие как Стив Роач (Steve Roach) благодарили вас за то, что вы «открыли двери» в новое измерение в музыке.Что Вы можете сказать об этом?

Мой друг kdm (Klaus D. Mueller, также мой издатель) составил список работ, который называется «Dedications & Adoptions». Сегодня он включает103 музыкальных альбома, на которых есть посвящение Клаусу Шульцу. Да, я помню имя Стива Роача. В 1977он связалсяс нами,и kdm послал ему биографию, дискографию, и замечательное письмо. Он написал тогда хорошую статью в американском журнале «Synapse», обо мне и моей музыке. Спустя годы, Стив Роач тоже стал играть «электронную» музыку, как и многие другие, кто прежде был только любителем и писателем статей. Я никогдане встречалсяс ним лично.

Какие чувства вы испытываетена концерте?Где вы предпочитаете играть?

Я люблю давать концерты. Ведь живое выступление очень сильно отличается от работыв студии. Я, возможно, подобен футбольному игроку: играть в реальном матче, перед тысячами людей конечно намного интересней ежедневных тренировок.

Я часто говорил во многих интервью об этой специфике концертов и огромных ощущениях на сцене.Я предпочитаю «красивые» залы. Также, звук в них должен быть хорошим. В семидесятых годах я часто играл в церквяхиз-за красотыи звука … и потому, что арендная плата не такая большая!

Какой концерт вызвал у вас особенные ощущения? Почему? И что Вы могли бы сказать о концертахза пределами Европы?

(«…особенные ощущения»? Я думаю, что не понимаю, что Вы имеете ввиду).

Так или иначе, ответ прост: я помню всегда последний концерт. Вероятно, потому что воспоминание все еще свежо. Все другие, более поздние концерты, как один большой мешок, наполненный обычными воспоминаниями, все они очень похожи. Если меня спрашивают об одном отдельном сольном концерте или одном туре, я возможно вспомню его, но такой общий вопрос… К сожалению, ничего не приходит на ум. И если бы я и вспомнилчто-либо, то эта отдельная история подавила бы все множество других воспоминаний, которые я помню, возможно, на другой случай или вопрос. Любое случайное воспоминание могло бы стать внезапно большой историей для журналиста, без какой-либо причины.

Американцы часто спрашивают меня, почему вы не даете концерты в Америке?Мой друг kdm сказал мне: Бетховен никогда не игралв Америке. Вагнер никогда не игралв Америке. Шуберт никогда не игралв Америке.Бах никогдане игралв Америке. Моцарт никогда не игралв Америке … так, почему должен я?:-)

Слушатели в моей стране (Испания) могут спросить: "Когда был ваш первый концерт в Испании?Как он вам понравился? Что вы думаетео ваших Испанских поклонниках?

Кроме одного появления на телевидении в 1980 (только интервью), у меня был только один концертный тур в Испании, в 1991, с пятью концертами. Я помню замечательный концертный зал в Барселоне,я помню несколько очень дружелюбных местных организаторов, и я помню более чем замечательную испанскую аудиторию! Я помню, много, много интервью с испанской прессой и много съемочных групп (которые снимали концерт, в большинстве случаев даже не спросив разрешения!!!)… и я помню неприятного испанского промоутера, который пригласил меня в Испанию,но вообщене заботилсяо моем туре и своих обещаниях.

О да, и я никогдане забуду, что все (электрики, осветители, охранники) в концертных залах не говорили ни на одном языке, кроме своего собственного: испанского. Это было очень странно и ничутьне упрощало нашу задачу. Частично мы игралив очень больших, превосходных, современных концертных залах, где вчера на сцене выступал Большой Балет и в тот же день, после меня, Берлинский Филармонический Оркестр. И никтов этом зале не говорилна английском, или французском, или немецком языках, но толькона испанском, даже когда в зале был специальный служащий, который обслуживал артистов из других стран при выходе на сцену.Так былов случаес Севиллой — эта леди была бесполезна, потому что она не говорила или не понималани один язык кроме ее родного испанского. Интересно, что бы она сделала (или сказала) если быкто-тоиз Большого Балета или Берлинского Филармонического Оркестра спросил ее: «Cкажите пожалуйста, где здесь туалет? … где телефон? … где электричество?» Это было очень странно. Я до сих пор не понимаю политику администраторов этого замечательного современного концертного зала.

Мы купили испано-английский словарь, и выписали все необходимые испанские слова для нашего представления: mas, mucho, poco, o, pleno, el fin,mismo, despues, solamente, antes, sin, oscuro, claro, hoy dia, cambio, espera, azul, rojo, blanco, intervalo…

Еще один часто повторяющися вопрос: какую музыку Вы обычно слушаете?

Все виды музыки, которые звучат по радио. Иногда, посетители приносят мне компакт-дискис наиболее современной поп-музыкойи спрашивают меня, что я думаюо ней. Иногда она мне нравится, иногда — нет. Если музыка мне нравится, то в основномиз-за интересного звука.

Поскольку случалось, что иногда мне нравились такие компакт-диски,я начал интересоваться современной «технo, эмбиент и транс» музыкой. Я даже заново переиграл несколько технo композиций для некоторых немецких лэйблов и работалс некоторымииз новых молодых композиторов. Эти молодые люди играют «электронную» музыку, но они делают это совсем не так, как все эти подражатели старой «берлинской школы» (которых я не могу больше слушать). Иногда меня впечатляло, как эти молодые люди используют инструменты точно также, как делал я 26 лет назад. С одним исключением: для них это электронное оборудование, компьютеры, сэмплеры, и т. д. — нормальные инструменты сегодняшнего дня. Они не видятв немкакого-то сенсационного открытия, просто наивно пользуются им, потому что оно легкодоступно. Так же, как мое поколение использовало электрогитары в конце шестидесятых.

Любопытно, что вы не слушаете электронных музыкантов в настоящее время, но слушаете поп, рок или классику.

Да, но пожалуйста поймите, что я не сижу целый день в комнате и не слушаю усиленно поп, рок или классическую музыку. Нет, я не делаю этого. Я так сказал, потому что вы спросили меня. Я хотел быть вежливым и дал честный ответ. Если я слушаю, иногда, то я слушаю поп или рок, или классическую музыку, которую передают по радио. Надеюсь, теперь я смог разъяснить этот вопрос:-). И еслия слушаюкакую-топоп-музыку, меня интересует ее качество звука, а не столько сама композиция или новая музыкальная мода.

Несколько лет назад вы игралив коллективе «GO». Не хотели бывы снова поработать подобным путем с другими музыкантами? Я не говорюо сотрудничествес ними.

Если вы не говоритео сотрудничествес другими музыкантами, что было в GO, то что же Вы имеете ввиду? Я не понимаю.Это похожена то как если бывы спросили: «Вы ведете Мерседес. Пожалуйста расскажите мне о нем, но не упоминайте никакие автомобили.»:-))

После всех пройденных лет, не думаете ли рассказать еще что-нибудь?

Я могу только повториться: я — музыкант, а не оратор.:))

Я подозреваю, что музыка — универсальный язык. Много актеров передают музыкой чувства, они фактически хотят «сказать» что-то.

Большинство из того, что написано о том кто такой актер и чтоон хочет сказать своим искусством, является ерундой, рекламой для прессы. Это вздор, часто всего лишь изобретенный компанией грамзаписи или прессой, потому что люди любят слушать такие истории, они любят читать о таких сказках. Я не преувеличиваю.Для альбома «Are You Sequenced?», звукозаписывающая компания специально нанимала девушку для рекламы. Кроме того, был нанят журналист, чтобы написать рассказ об этом альбоме, который был целиком выдумкой и ерундой.В результатея имел много статей, и обзоровв немецкой прессе, больше чем когда-либо прежде. 99% из них только повторили привлекательность и глупость выдумки, того нанятого журналиста. Девушка, которая занималась рекламой объяснила мне, что эти действия нормальны в звукозаписывающей индустрии. Легенды, мифы, и глупые истории легче для понимания, чем слова о структуре музыкального произведения, о его истоках и связях,о технической стороне сведения, игры и записи.Но вернемся к «актеру который хочет что-что сказать».

Увертюра Россини «Wilhelm Tell» много раз использовалась в Голливудев ковбойских фильмах, и теперь, когда мы слышим ее мы думаемо несущихся галлопом лошадях. Но фактически, Россини и господин Тель, не имеют никакого отношения к ковбоям, лошадям и Голливуду. Или, возьмем «Peer Gynt» Грига. Обложки на записях «Peer Gynt» демонстрируют в основном холодные зимние пейзажи и люди слышат их (как слышал я долгое время). Но «Peer Gynt» опус 46 располагаетсяв жаркой северной Африке! Это показывает, что вы можете наложить много различных образов на и в чистуюи невинную музыку, особенно со словамии образами о ее «значении». Но …, что музыка может делать сама по себе, так это только одну вещь: выражать чувства. Только чувства. Печаль, радость, тишину, волнение, напряжение. И это лишь не многоеиз того, что я могу перечислить… Поэтому музыка — действительно «универсальный язык»…